Жёлтый — самый бунтарский цвет. Журналисты «жёлтых тетрадей», самого знаменитого в мире журнала о кино Cahiers du cinéma, для которого в разное время писали Жан-Люк Годар, Жан Кокто, Франсуа Трюффо и Робер Брессон, уволились в полном составе после прихода новых владельцев. Что именно произошло и какие уроки из этого можем извлечь мы здесь, в России, рассказывает Зинаида Пронченко.
27 февраля редакция журнала Cahiers du cinéma в полном составе (семь штатных сотрудников плюс солидарность выразили ещё восемь авторов на фрилансе) объявила, что покидает издание в знак протеста против политики новых владельцев, пожелавших, чтобы легендарные «жёлтые тетради» стали более «дружелюбным» и «шикарным».
Об истории и значении журнала Cahiers du cinéma Зинаида писала здесь >>
Основанный в 1951 году Андре Базеном «Кайе» (не будем нагонять пафосу и поминать всуе Ромера, Годара и Трюффо, бичевавших папино кино на страницах «Кайе») последние 11 лет принадлежал бывшему владельцу издательского дома Phaidon Ришару Шлагману, он приобрёл журнал в 2009-м у газеты Le Monde. Кстати, именно с решением Шлагмана приостановить пару лет назад издательскую деятельность «Кайе» — киноведческие труды классиков и современников — связан финансовый кризис, приведший к продаже. Книжный бизнес долгое время являлся основным источником дохода, однако с 2017-го «Кайе» регулярно испытывал дефицит, не катастрофический, порядка 150 000 евро в год при обороте в 1,3 миллиона, но всё же, вместе с тем в 2019-м розничные продажи журнала выросли на 4%.
Шлагман довольно долго искал покупателей, оферта была публичной, но, как отмечает главный редактор Стефан Делорм, не получила никаких откликов или, например, краудфандинговой поддержки в соцсетях. Синефил пошёл не тот, да и левацкая повестка издания, на протяжении двух лет активно писавшего о жёлтых жилетах и предательской деятельности Макрона (Делорм выступал с передовицами и в Libération) оттолкнула значительное количество давних читателей. Как известно, насилие со стороны жёлтых жилетов в адрес полиции и бизнеса общественность осудила. На дворе не май 1968-го, за свободу, равенство и братство никто не хочет платить, кроме страховых компаний.
В итоге в конце января группа из 20 человек, крупных предпринимателей — Ксавье Ниль, Марк Симончини, Алан Вайль, восемь кинопродюсеров (среди них Паскаль Кошетё из Why not production — «Моё сердце биться перестало» и «Дипан» Жака Одийяра, а также Туфик Айяди — «Отверженные»), под предводительством Грегуара Чертока, топ-менеджера банка Ротшильд, выкупили у Шлагмана права на самый, пожалуй, легендарный бренд французской культурной журналистики. Тут стоит отметить, что Ксавье Нилю (Free) принадлежат 63% акций Le Monde, а Алану Вайлю (Altice France) — Libération, два основных «глашатая» левой прессы во Франции. То есть капитал окончательно апроприировал либеральные ценности. Приобретение «Кайе» в этом тревожном контексте стало действительно актом символическим — последняя прелесть социалистов перекочевала в руки якобы просвещённого олигархата, тут же объявившего о своих намерениях, — священный грааль низвести до пера на шляпе или того хуже — скальпа на поясе.
Редакция встречалась в феврале с представителями новых собственников, и вроде бы те заверили Филиппа Тессе и Стефана Делорма, что всё останется в целости и сохранности, демократия с транспарентностью не пострадают. Однако назначение Жюли Летифю, генерального представителя «Общества французских кинорежиссёров» и организатора «Двухнедельника режиссёров» в Каннах, на пост редакционного директора расставило все точки в эпитафии прежним «Кайе». Летифю заявила, что журналисты должны поддерживать французский авторский кинематограф, чьи дни, судя по кассовым сборам, и без их язвительных рецензий сочтены, а также больше писать про лайфстайл, ибо именно bon chic bon genre является главной национальной скрепой. А не брюзжание и ламентации — какая наивность и близорукость — ведь уже как почти полвека забастовки вытеснили в коллективном бессознательном планеты багет с беретом.
В ответ Стефан Делорм дал интервью Libération, в котором за словом в славные архивы полез, вольно процитировав Годара: «Мы уходим, чтобы защитить саму идею критики, в противном случае читатель останется с супом, а мы не собираемся подавать ему тарелки, даже если пространство борьбы сужается, всё равно надо его занимать, а не отдавать врагу, отсутствие критики ставит в опасность искусство».
Жест «Кайе», журнала, который многие давно уже не принимают в расчёт, в том числе и в России, полагая их авторов выжившими из ума бунтарями без причины, — подвиг храбрых, их смелости и принципиальности стоит петь гимны, особенно у нас дома. Практически тотальная коррумпированность отечественной профильной прессы — не столько деньгами, сколько лицемерной заботой о кинематографе, как же он останется без летописцев, выживет ли, родимый, без дружелюбных рецензентов — не самая, но очень печальная история на свете, населённом сплошь партнёрами, спонсорами и продюсерами, едиными в трёх лицах, крайне обидчивыми господами. Однако не столь длинны их руки и связи, сколь у нашего коллеги страха глаза велики.