3 December

Рыжая бесстыжая: Джулианне Мур — 60!

Наталья Серебрякова
автор
Наталья Серебрякова

Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие волосы, возмутительно правильный профиль. Мур — актриса, продюсер, писательница, постоянная участница всевозможных премий, обладательница именной звезды на «Аллее славы» Голливуда. Про таких говорят: красиво стареет. А нам кажется, что не стареет и вовсе. О лучших ролях Джулианны Мур рассказывает Наталья Серебрякова.

«Ночи в стиле буги» («Boogie Nights»), реж. Пол Томас Андерсон, США, 1997

1997 год. Пола Томаса Андерсона как режиссёра ещё почти никто не знает. Сценарий его фильма — и вовсе пикантный. Речь, как мы все знаем, идёт о порноиндустрии рубежа 1970–1980-х годов. Первым впечатлением Джулианны Мур от прочитанного сценария был шок от обилия полупорнографических эпизодов, в которых участвовала её героиня. Однако Мур настолько впечатлили сюжет и качество истории, что она согласилась сыграть Эмбер Уэйвс, порнозвезду-наркоманку, борющуюся с последствиями своей карьеры, и одновременно любящую мать. Роль сделала актрису по-настоящему популярной и принесла ей номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Среди критиков участие Мур в «Ночах в стиле буги» закрепило её статус как актрисы, готовой на самые смелые эксперименты с персонажами, что она в дальнейшем с успехом подтвердила.

«Большой Лебовски» («The Big Lebowski»), реж. Джоэл Коэн и Итан Коэн, США, 1998

В культовом фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски» Джулианна Мур играет дочь миллионера Лебовски по имени Мод, которая раскрывает герою Джеффри Бриджеса глаза на похищенную мачеху Банни. По её словам, Банни работает в порноиндустрии и сама организовала похищение. Мод же играет актуальную художницу-феминистку, рисующую при помощи своей вагины. Она появляется в фантазиях героя Джеффа Бриджеса в образе валькирии. Когда Джулианна Мур в первый раз прочитала сценарий, он ей очень понравился. Но ей нужно было придумать специальный голос для Мод, создающей такое непростое «вагинальное» искусство. «Однажды, когда я попробовала покривляться, Итан сказал мне: “Мне нравится твой школьный акцент”. Я сказала ему, что это не настоящий акцент, я притворяюсь, — вспоминала Мур. — Это был персонаж как раз для меня». В конце концов её героиня забеременела от «маленького Лебовски».

«Магнолия» («Magnolia»), реж. Пол Томас Андерсон, США, 1999

И снова Пол Томас Андерсон. В «Магнолии» переплетены множество взаимосвязанных историй, в том числе о смертельно больном продюсере, скорбящей трофейной жене, преданном медицинском работнике, незадачливом влюблённом полицейском, взрослом мужчине со шрамами и тому подобное. В этом фильме Мур сыграла жену умирающего от рака телевизионного продюсера, перед лицом его смерти раскаивающуюся в многочисленных изменах. Несмотря на огромное количество суперзвёзд, сыгравших роли в этом фильме, партия Джулианны Мур была оценена критиками и зрителями как одна из самых ярких в этой полисимфонической истории о пересечении людских судеб. Напомним, что в картине вместе с Мур снялись Том Круз, Джейсон Робардс, Джон С. Рейли, Мелинда Диллон, Уильям Х. Мэйси, Мелора Уолтерс, Луис Гусман, Филип Сеймур Хоффман и Филип Бейкер Холл.

«Вдали от рая» («Far from Heaven»), реж. Тодд Хейнс, США, 2002

Мур обладает редкой способностью казаться естественной в историях практически любой эпохи. В фильме «Вдали от рая» она играет домохозяйку 1950-х годов, ведущую, казалось бы, идеальную жизнь в пригороде. Сделав шокирующее открытие о своём муже (а именно — что он гей), она начинает отношения с афроамериканцем. Мур получила свою четвёртую номинацию на «Оскар» за мощное, но при этом сдержанное исполнение роли женщины, чья жизнь, скрытая за аккуратными фасадами пригорода, оказалось фальшивкой. Душераздирающая картина Тодда Хейнса, стилизованная под мелодраму Золотого века Голливуда, исследует идею нетерпимости и боли, которые могут прятаться прямо под живописной поверхностью.

«Дитя человеческое» («Children of Men»), реж. Альфонсо Куарон, США, 2006

В мощной антиутопии Альфонсо Куарона действие происходит в 2027 году, и общество находится на грани краха. Человеческое население бесплодно. Мировые державы, которые всё ещё существуют, становятся все более репрессивными и крайне враждебными по отношению к посторонним. Мур играет Джулиан Тейлор. Она и её муж Тео Фарон были разлучены после смерти их сына много лет назад, но теперь они вместе защищают женщину по имени Ки, беженку из Африки без документов, первую беременную женщину за последние двадцать лет. Картина была отобрана в качестве конкурсанта на Венецианском фестивале 2006 года. Джулианне очень идёт роль главы повстанцев (стоит отметить, что в фильме «Слепота» Фернанду Мейреллиша у неё похожая роль).

«План Мэгги» («Maggie’s Plan»), реж. Ребекка Миллер, США, 2015

Мур известна своими ролями в драмах, но она столь же прекрасно играет и в комедиях. В «Плане Мэгги» Ребекки Миллер Джон (Итан Хоук) разочаровался в браке с энергичной академиком-вамп Джорджеттой (Джулианна Мур) и хочет понимания и признания. Он даёт Мэгги (Грета Гервиг) почитать первые главы своего романа, увлечение перерастает во что-то большее. И вот уже через пару лет Джон и Мэгги живут вместе и воспитывают дочь. Но Мэгги мучают по-прежнему близкие отношения мужа и его бывшей (а также их общие дети, которых ей теперь приходится воспитывать, — ведь Джорджетта так занята на работе). Джулианна Мур блистает в этой роли, попутно цитируя Славоя Жижека.

«Звёздная карта» («Maps to the Stars»), реж. Дэвид Кроненберг, Канада, 2014

«Звёздная карта» Дэвида Кроненберга — ещё один неординарный фильм о сломанных Голливудом жизнях с участием Джулианны Мур. Она играет Гавану Сегранд, актрису, у которой дела обстоят так себе. Её карьера стремительно несётся вниз. Она пытается заполучить главную роль в ремейке фильма, в котором снялась её покойная мать, чей призрак преследуют героиню в галлюцинациях. Образ коварной и лицемерной голливудской актрисы в этой чёрной комедии принёс Мур главный актёрский приз Каннского кинофестиваля.