30 December

Саундтреки 2020-го: разбираем год как по нотам

Артём Макарский
автор
Артём Макарский

Возможно, в этом году количество публикаций и постов с итогами года не будет таким ошеломляющим (какие итоги, вы о чём). Но мы крепко любим традицию составлять плейлисты с музыкой, которая звучала в наушниках или из колонок на протяжении всего года: музыканты-открытия, верные попутчики, бессменные биты и легкомысленные увлечения. Редакция Кино ТВ попросила Артёма Макарского составить список саундтреков 2020-го, которые вы можете смело добавлять в свой плейлист. Открываем новое, отдаём честь старому.

В этом году было достаточно много запоминающихся музыкальных моментов, но иногда это были именно моменты, а не полноценные саундтреки: Френсис Макдорманд, играющая на флейте в «Земле кочевников»; песня филиппинских работяг, звучащая в начале «Шимпанзе» Лава Диаса; включающаяся по заветам «Догмы» музыка в «Ещё по одной»; внезапное появление караоке Итана Хоука в «Тесле». Некоторые из прошлогодних саундтреков официально вышли только в этом году — например, прекрасная звуковая дорожка к «Маленькому красному платью», длящаяся дольше самого фильма, или музыка французов Oiseaux-Tempête к «Тламесс» Ала Эддина Слима. Многие авторы, как Джонатан Глейзер, обращались к короткому метру — не упомянуть музыку Мики Леви к ним было бы преступлением. Однако для этого списка пришлось руководствоваться строгими правилами и ограничивать себя — все эти десять фильмов выходили в российский прокат в 2020 году или, по крайней мере, стали доступны в это время нашему зрителю.

«Довод» / «Tenet», реж. Кристофер Нолан, комп. Людвиг Йоранссон

«Довод» в этом году пытался спасти кинотеатры от закрытия, но, кажется, не особо им помог — однако один из немногих блокбастеров сезона показал, что у Кристофера Нолана явно есть чувство юмора и любовь к шпионскому кино восьмидесятых: дурацкому, местами непонятному, но впечатляющему. Сменивший постоянного соратника режиссёра, Ханса Циммера, занятого «Дюной», работавший ранее над «Кридом», «Чёрной пантерой» и музыкой Дональда Гловера Людвиг Йоранссон точно пошёл работе Нолана на пользу: помимо классических для режиссёра помпезных моментов в его музыке было и много несерьёзности, а также ощущения, будто звучит саундтрек к какой-то видеоигре. То, что фильм заканчивается песней Трэвиса Скотта, которая вольно пересказывает ленту, — ещё один довод в пользу того, что Нолан умеет быть и не очень серьёзным. Музыка в фильме определённо придала фирменному почерку режиссёра свежести — и украсила фильм.

«Зависнуть в Палм-Спрингс» / «Palm Springs», реж. Макс Барбаков, сост. Робин Урданг

«Палм-Спрингс», комедия о том, что делать, если каждый твой день ничем не отличается от предыдущего, многим скрасил карантинный период — а также заставил подумать о том, что жанр романтической комедии пока ещё рано сбрасывать со счетов, хоть его в последние пару лет и приватизировала компания Netflix. Композитором фильма стал Мэттью Комптон, уже не первый раз работающий с комедийным трио Lonely Island, участники которого выступили в качестве продюсеров фильма, но запомнилось кино зрителям совсем не оригинальным саундтреком, а подборкой песен, которой занималась Робин Урданг. Как музыкальный супервайзер она долгое время работает с Лукой Гуаданьино (в том числе над отличным сериалом «Мы те, кто мы есть») — неудивительно, что и в «Палм-Спрингс» полно моментов, когда песня работает на ура: от одной из самых трогательных песен Кейт Буш, «Cloudbusting», до гей-диско подзабытого гения Патрика Каули.

«Манк» / «Mank», реж. Дэвид Финчер, комп. Трент Резнор и Аттикус Росс

Историю о том, как Герман Дж. Манкевич написал первый черновик «Гражданина Кейна», Дэвид Финчер готовил много лет — и многое в ней стилизовано под конец тридцатых, время действия фильма: от артефактов плёнки до особого сведения звука. Нет ничего удивительного в том, что для этой работы Тренту Резнору и Аттикусу Россу пришлось расстаться с синтезаторами и поработать с оркестром — для Резнора, который в колледже играл в джазовом оркестре, это явно можно считать возвращением к корням. Некоторые композиции огромного полуторачасового саундтрека будто цитируют музыку к старому кино — настолько непривычно для авторов жизнерадостными мелодиями они полны. Однако история Манка — это всё-таки трагедия, поэтому по большей части саундтрек умело сочетает в себе драматизм и лёгкую усмешку; прямо как герой Гэри Олдмана.

«Неогранённые драгоценности» / «Uncut Gems», реж. Джош и Бенни Сафди, комп. Дэниел Лопатин

Притча о ювелире, который попытался обхитрить всех, включая время, — фильм, который окончательно убедил многих, что братья Сафди — действительно большие режиссёры и им есть что сказать. Но блистательная роль Адама Сэндлера осталась незамеченной Киноакадемией, поэтому хочется верить, что он сдержит своё обещание и правда снимет в отместку худший фильм всех времён. Во многом «Драгоценности» наследуют предыдущему фильму братьев, «Хорошему времени», поэтому нет ничего удивительного в том, что к обоим музыку написал Дэниел Лопатин, записывающийся под псевдонимом Oneohtrix Point Never. Вдохновлённый Вангелисом, нью-эйджем восьмидесятых, Гайдном и «Акирой» саундтрек впечатляет своим масштабом — всё звучит так, как будто ты смотришь не напряжённый криминальный триллер, а величественный фильм о космосе. Определённо, в кино хор и саксофон ещё никогда так впечатляюще не звучали вместе.

«Никогда, редко, иногда, всегда» / «Never Rarely Sometimes Always», реж. Элиза Хиттман, комп. Джулия Холтер

Одна из главных специалисток американского кино по подростковым драмам Элиза Хиттман в этом году выпустила, возможно, свой самый впечатляющий фильм — несколько отрешённую историю о том, как девушка с подругой убегает из своего захолустья в Нью-Йорк делать аборт. Несмотря на сложную тему, нельзя сказать, что Хиттман эмоционально давит на зрителя, однако реализм фильма всё равно оставляет тяжёлое, но столь необходимое впечатление. Джулия Холтер, любимая критиками арт-поп-исполнительница, в своём саундтреке записала музыку ещё более кроткую, чем она делает обычно, — её вполне возможно не заметить в самом фильме, точно так же, как и сам Нью-Йорк Хиттман сняла так, что он стал практически непримечательным, мрачным городом. Это сочетание струнных и клавиш добавляет фильму необходимого покоя. 

«Ультрас» / «Ultras», реж. Франческо Леттьери, комп. Liberato

Дебютный фильм Франческо Леттьери о спорах поколений внутри фанатской группировки неаполитанских ультрас в первую очередь привлекал картинкой и саундтреком — герои фильма и его сюжет были не такими интересными, как то, что их окружало. Логичным шагом для создателей фильма было позвать для работы над саундтреком музыканта из Неаполя — им стал предпочитающий особо не рассказывать о себе поп-исполнитель Liberato. Не обошлось без неожиданных гостей — в одной из песен читает рэп манчестерец Gaika, а сразу в четырёх треках с музыкой помогает Роберт «3D» Дель Найя из Massive Attack. Впрочем, для последнего это не первая встреча с Неаполем — ранее он работал над саундтреком для «Гоморры» Маттео Гарроне. Та музыка была довольно динамичной — но в «Ультрас» она ещё ярче, а главное, отлично работает и вне самого фильма.

«Фея», реж. Анна Меликян, комп. Кирилл Рихтер

Фильм о (не)случайной встрече разработчика игры для виртуальной реальности и политической активистки стал, несмотря на свою затянутость, одним из самых заметных российских фильмов года. Анну Меликян справедливо ругали за то, какими в картине показаны активистки, да и быт работников индустрии видеоигр в «Фее» не то чтобы очень реалистичен, однако стоит благодарить создателей фильма хотя бы за саундтрек к нему. Подавляющее большинство отечественных саундтреков либо безбожно гремит, либо не отличается оригинальностью — тем интереснее было услышать в фильме довольно мягкий, практически невесомый саундтрек Кирилла Рихтера, не очень сильно напоминающий остальную его музыку: эти пьесы скорее вызывают в памяти эмбиент и дроун. Эта тихая, очень тонкая работа связывала воедино религиозную и виртуальную линии фильма — нашлось в ней место и эфемерности, и чему-то возвышенному.

«Хищные птицы» / «Birds of Prey», реж. Кэти Янь, сост. Гейб Хилфер и Сизон Кент

Пока не вышла «Чудо-женщина: 1984», «Хищные птицы» остаются единственным большим супергеройским фильмом года — о «Бладшоте» и «Новых мутантах» хотелось бы скорее позабыть — и вслед за «Акваменом» и «Шазамом» становится понятно, что ставка DC на то, чтобы сделать своих героев повеселее, сработала: пусть приключения Харли Квинн могли показаться слегка затянутыми, но в юморе и лёгкости фильму отказать было точно нельзя. Для фильма мейджор-лейбл Atlantic решил собрать полностью женский сборник песен — и запомнился как минимум хитом «Boss Bitch» Доджи Кэт и участием не менее популярных хип-хоп-исполнительниц Megan Thee Stallion и Saweetie. Однако настоящим тайным украшением саундтрека стала «Experiment On Me» певицы Холзи — вместе с группой Bring Me The Horizon она ушла в довольно радикальный электропоп с криком и ревущими синтезаторами.

«Ширли» / «Shirley», реж. Жозефин Декер, комп. Тамар-кали

Жозефин Декер в своём рассказе о писательнице Ширли Джексон, написавшей знаменитый «Призрак дома на холме», попыталась уйти от традиционных клише байопиков — и несмотря на то, что в итоге у неё получился держащий в напряжении триллер, напоминающий скорее о фильмах Питера Стрикленда, местами «Ширли» всё-таки не удалось избежать ловушек, в которые часто попадают фильмы о гениях. Однако это явно не касается саундтрека, написанного Тамар-кали, — в нём нет ни штампа, ни непредсказуемости. Напряжённые струнные здесь часто резонируют с окружающим миром, например, со звуками печатной машинки или стрёкотом сверчков, из-за чего кажутся полноценной частью повествования. Напряжение это появляется в саундтреке сразу же — сначала как предзнаменование, а затем как очень точная звуковая передача мыслей героини Одессы Янг, невольной помощницы Ширли.

«Эма» / «Ema», реж. Пабло Ларраин, комп. Николас Джаар

Драма Пабло Ларраина о девушке, которая хочет вернуть своего сына, часто работала на контрастах — временами фильм превращался практически в многосерийную теледраму, однако это ничуть не делало его хуже, а наоборот, лишь располагало зрителя к большему сопереживанию героям. Чилийский многостаночник Николас Джаар — только в этом году выпустил три альбома — в «Эме» одинаково хорошо чувствовал себя сразу в двух композиторских ипостасях. В первой, более традиционной, он записал несколько меланхоличных и вкрадчивых электронных композиций, а вот во второй, ещё более интересной, под псевдонимом E$tado Unido (то есть «Соединённый Штат» по-испански) сделал пару треков в стиле реггетон — если фильм посвящён танцам, то как тут не сделать привязчивый танцевальный поп? Остаётся только надеяться, что саундтрек выйдет на стримингах официально — хотя бы в следующем году.