4 апреля

Сербское кино на врху: балканская пятёрка для домашнего просмотра

Ярославна Фролова
автор
Ярославна Фролова

Сербские фильмы — неогранённые драгоценности европейских фестивалей в XXI веке. Синефилы обожают Олега Новковича («Белый, белый свет»), боятся Срджана Спасоевича («Сербский фильм»), ценят Стефана Арсениевича («Любовь и другие злодейства») и с интересом наблюдают за Лазаром Бодрожей (сайфай-драма с порноактрисой Стоей «Восход Эдерлези»). Ярославна Фролова составила свою пятёрку любимых сербских фильмов для тех, кто смотрел всё вышеперечисленное или просто планирует зайти в сербский кинематограф не с парадного входа.

«Слёзы на продажу» (Carlston za Ognjenku), реж. Урош Стоянович, 2008

Где? Сербская деревушка. Когда? Только закончилась Первая мировая война. Что? Одинокие женщины готовы биться чуть ли не насмерть ради короткой ночи любви с уже дышащими на ладан, но всё же пока живыми мужчинами. Помимо того, что жительницам не хватает банальной нежности, так ещё один солдат, крепко поругавшись с рассудком, заминировал виноградник, да и сам подорвался. Чтобы собрать урожай для ракии, женщинам приходится тянуть жребий: кому ступать своей ногой по полю смерти. Две сестры в этом сумасшествии работают плакальщицами с отличной репутацией и высокими расценками. Они умудряются умертвить последнего хоть на что-то годного мужика, поэтому непутёвых сначала хотят сжечь, но, поразмыслив, решают отправить на задание: за три дня отыскать добротного жеребца, а иначе дух их бабки вернут из места, где он сейчас обитает, а последняя и при жизни была не подарок, так что ожидать тёплой встречи не стоит. Перед вами магический реализм со всем прекрасным, что в нём есть, а также с озорными шутками, национальными танцами и чёрным юмором в придачу. Интересный факт напоследок: саундтрек к этому сербскому фильму написал японский композитор Сигэру Умэбаяси, музыку которого мы слышали в фильмах «Любовное настроение» и «Дом летающих кинжалов».

«Монтевидео: божественное видение» (Montevideo, Bog te video!), реж. Драган Бьелогрлич, 2010

«У меня в жизни всё было: мать, рабочие руки и одна здоровая нога. Но когда я полюбил футбол, понял, что иногда неплохо иметь две здоровые ноги». Это спортивная драма, и если бы её решили переснять и сделать сериал в духе «Острых козырьков», то для тоскующих по футболу это стало бы отрадой. Отпустим, впрочем, пустые мечты. «БСК» — футбольный клуб Белграда, игроки которого замахнулись выше некуда: попасть на чемпионат мира в Уругвай. Город и жители совсем недавно стряхнули с себя пыль войны, восстанавливаются страна и спорт. Молодой парнишка со двора, которого мать настойчиво отправляет работать на завод, попадает в команду. Здесь он, как водится, сначала конфликтует с лучшим нападающим «БСК», а после они становятся друзьями до гроба и получают славу звёздной «связки» в игре (как Рибери и Мюллер). Но, конечно, на пути к успеху встанут женщины, алкоголь, коммунисты, бюрократия, Болгария. В общем, довольно типичная история про маленькую команду с большими амбициями, но очень приятное, почти душеспасительное кино, которое можно посмотреть, пока футбольные поля покрываются пылью. А ещё «Монтевидео» — это возможность поглядеть на Милоша Биковича до его прихода в российский кинематограф.

«Хадерсфилд» (Hadersfild), реж. Иван Живкович, 2007

Место действия: маленький сербский городок. Герои: 30-летний преподаватель, живущий с отцом-алкоголиком, который ради рюмки продаёт машину и дверь в туалет, малолетняя любовница преподавателя (а по совместительству ученица), сосед преподавателя, проходивший курс лечения в психиатрической больнице и страдающий из-за нападок матери с синдромом гиперопеки, бывшие одноклассники преподавателя, с которыми он не виделся 11 лет. В одну ночь все эти персонажи пересекаются в квартире. Внушительно заправившись пивом и марихуаной (кроме соседа, он-то на таблетках), «друзья» предаются философским размышлениям о разочарованиях в жизни, планах, обречённости бытия, любви, опостылевшем городе, нереализованных потенциалах. Параллельно крепко ругаются матом, смотрят домашнее порно с участием родителей пассии преподавателя и, конечно, ссорятся вдребезги (кроме соседа, который на таблетках, к тому же пишет трогательные стихи, творит скульптуру, да и просто самый приятный среди них всех персонаж). Камера постоянно трясётся и влезает между героями, актёры заламывают руки, рвут на себе одежду, рыдают, убегают и далее по списку. Ну и пускай нам кажется, что это всё мы когда-то уже видели, от этого драма сербского режиссёра хуже не становится, придётся поверить на слово.

«Профессионал» (Profesionalac), реж. Душан Ковачевич, 2003

Ещё недавно он работал профессором в университете, писал роман, причислял себя к богемной белградской интеллигенции, резко высказывался о режиме Милошевича. А сегодня Теодор — директор крупного издательства, бурное прошлое вроде осталось за спиной, и бог с ним. После короткого стука к нему в кабинет заходит незнакомец с внушительным чемоданом. Это таксист, который на самом деле агент сербской службы безопасности, приставленный к Теодору для слежки. Он день и ночь не спускал с него глаз, всегда находился рядом, следовал за ним тенью и старательно фиксировал всё, что Теодор делал, видел, даже думал. Теперь им вместе предстоит перебрать и «перечитать» жизнь главного героя, припомнить все смешные, грустные, трагические моменты и прочувствовать их заново. Но главным остаётся вопрос: зачем агент пришёл сегодня к Теодору и почему именно сейчас? Кино — отличная возможность окунуться в атмосферу Югославии 90-х годов, если, конечно, такое вам по нраву.

«Женщина с разбитым (со сломанным) носом» (Zena sa slomljenim nosem), реж. Срджан Колевич, 2010

Это история, как и многие другие, про то, как один случай может связать несколько судеб. Вот, правда, случай не самый обычный. Дождь стеной, в такси подсаживается женщина с младенцем в руках и чертовски сильно разбитым носом. Она просит водителя ехать быстрее, параллельно пытается остановить кровь, а таксист кричит на неё и параллельно пытается вырваться из жуткой пробки. В итоге нервы у обоих на пределе, срывается первой пассажирка: она выходит из машины, оставляя ребёнка на сиденье, и прыгает с моста в воду. Эту сцену видит учительница в депрессии после смерти сына и фармацевт, которая за полгода до свадьбы понимает, что ни под какой венец она идти не хочет, а её настоящая любовь — брат бывшего бойфренда. И тут всё смешалось и закрутилось: таксист в панике везёт ребёнка к знакомой проститутке (лучше не придумал) и начинает искать хоть какую-то информацию о матери младенца, шокированная учительница сначала чуть не покупает в сердцах наркотики, а потом срывается на подростке, фармацевт в поисках упущенной любви обнаруживает, что её герой за это время уже успел жениться и принять церковный сан (двойное попадание). В общем, слёзы сквозь смех, по-другому не сказать, и приятные виды Белграда — неплохое сочетание.