26 May

Сериал «Сквозь снег»: этот поезд в огне

Тимур Алиев
автор
Тимур Алиев

Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное дитя») с 25 числа стартовал на Netflix. Основанный на французском графическом романе и одноимённом фильме оскароносного Пона Джун-хо, который является одним из исполнительных продюсеров сериала, «Сквозь снег» пока напоминает лишь блеклую копию, снятую с другой копии. Тимур Алиев рассказывает, чем проигрывает новая адаптация прорывной антиутопии.

Равнять телепроект с фильмом смысла нет, никакой конкуренции сериал не выдерживает. Но, возможно, свою армию поклонников шоу соберёт — ещё до премьеры сериал продлили на второй сезон, где анонсировали появление Шона Бина. У сериала «Сквозь снег» занятная история протяжённостью несколько лет. Если вам кажется, будто проект был объявлен на волне хайпа «Паразитов» Пона Джун-хо в Каннах и на «Оскаре», то вы заблуждаетесь. Телеканал TNT заказал пилот ещё осенью 2016 года, но многочисленные проблемы на стадии продакшена, а также внутренние разборки режиссёров и сценаристов мешали продвижению проекта. Наконец первые эпизоды сериала вышли на малых экранах, чтобы то ли вернуть нас в «наш 2013-й», к оригинальному «Сквозь снег» корейца, то ли представить альтернативную версию развития событий, только без Криса Хемсворта.

Итак, сюжет в целом повторяет и комикс, и фильм 2013 года. В мире наступил ледниковый период, и крохотная горстка выживших (во втором эпизоде назовут даже точное количество — около 3000 человек) разместилась в гигантском поезде длиной в 1001 вагон, оборудованном по последнему слову техники. Помимо обыденных составляющих вроде плацкарта и вагонов 1-го класса, здесь есть и тюрьмы, и скотобойни, и медотсек, и зал для медитации. Уже семь лет поезд рассекает по трансъевразийской магистрали, кружа по миру. Вагоны поделены на классы, в каждом из которых свои (не)удобства и доп. услуги. В общем, бедняки и богачи расположились в лучших традициях классовой иерархии.

В первом же эпизоде нам поясняют занятную деталь: бедняков на поезде в начальном плане его хозяина мистера Уилфорда не должно было быть в принципе. Поезд — словно Ноев ковчег для элиты, он предназначался для выживания исключительно тех, кто располагал солидной суммой для покупки билета в один конец. Поэтому к беднякам, которые оказались в поезде «зайцами», соответствующее отношение — первые годы они были вынуждены выживать, например, посредством каннибализма. Роль условного вожака «хвостовых» — своего рода Хемсворт-заменителя — принадлежит Андре Лейтону (Давид Диггс), экс-детективу полиции, который руководствуется навыками планирования, волей и терпением. Вместе с другими «хвостовыми» Лейтон хочет устроить революцию и захватить власть в поезде.

Есть у главного героя соратники, чем-то напоминающие типовой отряд Робин Гуда: молчаливый здоровяк, тихий умник, девушка, испытывающая симпатию к Лейтону, и т. д. На другой стороне «баррикад» — охранники поезда и его «Голос» — персонаж Дженнифер Коннели, пытающийся изобразить аналог Тильды Суинтон, да не по Сеньке шапка, к сожалению. Авторы сериала, кажется, на первых порах не хотят сильно отклоняться от знакомых механизмов и приёмов, сработавших в 2013 году. В кадре будут копии сцен с замёрзшей рукой, которую разбивают дубиной; богачи так же будут забирать детей «хвостовиков» для «обучения» (что бы это ни значило). Даже сцена бунта, который развернётся в первом же эпизоде, будет в точности «косплеить» оригинал.

Однако сценаристы к общей линии революции добавляют детективную ветку в духе Агаты Кристи. Богачи обращаются к Лейтону (оказывается, на весь поезд он единственный, кто в докризисный период был детективом), чтобы тот расследовал подозрительный инцидент — убийство одного из пассажиров в 3-м классе. Взамен герой может путешествовать по поезду и совершать другие следственные мероприятия, необходимые для идентификации виновника. Таким образом авторы оттеняют вторичность первых эпизодов шоу по отношению к фильму вкраплением новой сюжетной линии, способной разнообразить повествование.

Занятно, что личность мистера Уилфорда, которую достаточно быстро развенчал кореец в 2013 году, в сериале так же оперативно (во всяком случае, так кажется на первый взгляд) раскрывают в первых эпизодах. Уходя в сторону от сценарных приёмов команды канала CW с их сокрытием личностей суперзлодеев, Грэм Мэнсон тем не менее представляет нам антагониста проекта в двуличном амплуа — хитроумного миллиардера и любознательной персоны, не лишённой эмпатии по отношению к человеку вне зависимости от того, в каком вагоне он пребывает.

Пока не совсем ясно, как события даже гипотетически могут развиваться дальше: в первом сезоне запланировано десять серий, плюс второй сезон с, вероятно, не меньшим количеством эпизодов. На одних только внутренних убранствах различных вагонов далеко не уедешь, пусть каждая из локаций здесь довольно фактурна — запоминается неповторимым дизайном и насыщенной детализацией. Будем ли мы наблюдать за многослойной революцией на почве классового неравенства или останемся на задворках прямолинейного детектива? Однозначный ответ дать трудно. Несмотря на то, что сериал будет выходить и на TNT, и на Netflix, нас ожидает выход одной серии в неделю. Так что к финалу первого сезона зрители вплотную приблизятся лишь в середине июля.