27 December

Эрика Серра – человек, который написал музыку ко всем фильмам Люка Бессона

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Эрик Серра — французский композитор. Обладатель премии «Сезар» в номинации лучшая музыка к фильму за картину «Голубая бездна». Автор саундтреков ко всем фильмам Люка Бессона, кроме «Ангела-А» и «Малавиты» — в том числе, к культовым «Леону», «Пятому элементу» и «Подземке», в которой также сыграл одну из ролей.

ЛЮК БЕССОН

Если Люк предложит мне работу над своим следующим фильмом — мне даже не надо читать сценарий. Я отвечу «Да» в ту же секунду. Потому что самое важное для меня — понимать свою роль в картине. О чем бы ни был фильм, мне интересно, что я смогу ему дать. А с Люком Бессоном я всегда уверен, что музыке отводится очень большая роль. И очень интересная. Что бы он ни задумал, я отвечу согласием вслепую.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Обычно первым делом я читаю сценарий. Я представляю себе изображение, примеряя свои идеи к нему. Но не менее важный элемент — разговор с режиссёром. Потому что именно фильм — главное произведение искусства. Композитор — лишь его часть. Главный творец — именно режиссёр. Ну, по крайней мере, я считаю, что так должно быть.

ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ

Очень сложно ответить на этот вопрос. Это как выбирать любимого ребенка. Каждый фильм — особенное приключение, со своими деталями. И для меня это не вопрос фильма: то, что вы видите, как зритель, я вижу иначе. Для вас это два часа — для нас — полгода, а то и год работы. Поэтому сложно выбрать, но если выбрать надо, то «Леон».

РОЛЬ МУЗЫКИ В КИНО

Всё зависит от конкретного фильма и конкретного саундтрека. В каждой сцене музыка выполняет свою функцию. Это первый, почти технический уровень. Но как только вы обеспечиваете эту функцию, начинается настоящее творчество. Вы можете сделать что-то, что будет работать и отдельно от картины, отнюдь не всегда это необходимо, но я поступаю именно так. Сначала выполняю задачу, а затем останавливаю фильм и пытаюсь сделать музыку максимально автономной.

МУЗЫКА И САУНДТРЕК

Не думаю, что существует большая разница между киномузыкой и музыкой автономной. Разница существует между композиторами. Авторы, которые пишут для фильмов, отнюдь не всегда работают на том же уровне, как те, кто пишет музыку без привязки к кино. Но музыка — это музыка. И да, когда ты создаешь саундтрек, надо понимать, что ты в первую очередь обслуживаешь ленту. И тем не менее, если ты хорош, это будет хорошая музыка. Здесь нет фундаментальных различий.

КИНО И СВОБОДА

Музыка в кино — это не свободная музыка, она зависит от изображения. Но главный вызов — заставить её звучать, как будто она свободна. Это как танец. Представьте, что у вас есть пустая комната, а в ней танцовщица. Вы предлагаете ей импровизировать, она делает что-то прекрасное. Да, это полная свобода. А потом вы добавляете стул, стол, растения, всяких объектов и снова предлагаете ей сделать нечто совершенно свободное. Для девушки это будет сложнее, потому что ей надо не удариться об стол, учитывать новые препятствия, но если она достаточно хороша, то у неё всё равно получится нечто прекрасное. То же самое у меня с саундтреком.