14 January

Снимок, скальпель, два шприца: в прокате комедия «Не лечи меня»

Тимур Алиев
автор
Тимур Алиев

Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с Иваном Янковским — комедия «Не лечи меня». Тимур Алиев — о грустной сказке про отчаянных идеалистов, рядовых коррупционеров и нелёгкую судьбу отечественной медицины.

Илья (Иван Янковский со стильными усами по-прежнему напоминает Тарковского) — врач первой категории, талантливый молодой хирург. Его работа в государственном медучреждении идёт своим чередом, но среди коллег парень как белая ворона выделяется сплавом энтузиазма, креатива и инициативности. Внутреннее убранство больницы радует глаз исключительно для отчётности министерству, в реальности же там круглогодичный ремонт в рамках оптимизации и модернизации (изящный кинематографический привет реформам Министерства здравоохранения). За красивые термины, излагаемые в отчётах, отвечает заведующий хирургического отделения (сбежавший из «Квартета И» Александр Демидов), в свободное от флирта с главврачом время собирающий с сотрудников откаты в конвертах за «бесплатные» операции.

Способности персонажа Янковского, как это принято в русском кино, никто не ценит. Начальство ищет повод, чтобы избавиться от молодого медика, строящего из себя доктора Хауса на минималках. Впрочем, Илья (кажется, единственный из всех сотрудников учреждения) просто занимается своими прямыми обязанностями — спасает жизни людей. Не забывает он об умениях и навыках за пределами больницы: встретив в подземном переходе человека, потерявшего сознание, врач оказывает ему первую помощь. Правда, в процессе ломает бедняге ребра. Пострадавший, недолго думая, пишет на хирурга заявление в полицию…

Дальнейшие события могли бы развиваться как в «Человеке из Подольска», но режиссёр и сценарист Миша Маралес (он же Михаил Малинин) в путешествие по граням российского абсурда не отправится. Герой Янковского — миллениал-идеалист, не ставший частью системы в привычном для обывателя понимании. С одной стороны, он носит белый халат и работает на гигантскую структуру здравоохранения, находя компромисс с устоявшимися коррупционными и не только практиками. С другой стороны, абсолютного примирения в формате «всё уже решено, мы ни на что не влияем», свойственном простому русскому человеку, у героя не наблюдается. Ради спасения больных, попавших в цепкие лапы российской медицины, он идёт на различные нарушения правил администрации, которая никогда не поймёт его мотивы.

В одну из палат больницы попадёт после необычной травмы Вера (Лукерья Ильяшенко оставила образ Алёны из «Аванпоста» в прошлом как страшный сон). Чтобы не дать девушке умереть, Илья пойдёт на отчаянный шаг — в обход её любовника (Пётр Фёдоров, не сумевший выйти за рамки героического амплуа всё того же «Аванпоста») женится на ней. Дуализм некоторых его поступков — ещё один манёвр для рефлексии, но на усложнения такого рода режиссёр-дебютант не согласен. Маралес концентрируется на юморе, превращая его в своего рода фундамент для сюжета.

При всей лёгкости фильм не даёт зрителю полностью расслабиться. Комедия периодически прерывается на драматичные реалии российского бытия. Главврач (актриса и продюсер фильма Елена Север) напомнит заведующему о важности лояльности, при отсутствии которой она «всех за собой утащит» в места не столь отдалённые. Чиновник из министерства (Дмитрий Нагиев, отыгрывающий типовой образ Нагиева), в свою очередь, грозит ей «неожиданными» проверками бухгалтерии. Иерархия системы — всему голова; те, кто хоть на секунду посчитает иначе, незамедлительно за это ответят. Доброжелательные порывы Ильи по традиции выйдут ему боком. Восстанавливать справедливость и гармонию между светлой и тёмной стороной Маралес не спешит.

К финалу картины дебютант смещает внимание с медицинского противостояния «Илья VS пациент со сломанными рёбрами» на романтические отношение главного героя. В то время как основная линия и зацепила, и рассмешила, и, возможно, где-то заставила зрителя призадуматься, чувства персонажей, развивающиеся вне законов логики и здравого смысла, увы, не столь хорошо проработаны и кажутся чужеродным элементом в сложившейся картине.

«Не лечи меня» — в целом, конечно, бенефис Янковского, за трансформацией образа которого интересно наблюдать вплоть до финальных титров. Юмор не метит ниже пояса, а держится на уровне, который принято обозначать в народе фразой «кино, за которое не стыдно». Фильм способен подарить позитивные эмоции, но и о «горькой» правде жизни, касающейся отечественной системы здравоохранения, Маралес не забывает. До прямой линии с президентом — гарантом решения всех проблем во всех сферах жизни страны — ещё дожить нужно. А от проблем из-за осыпающейся штукатурки, нехватки медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты режиссёр-дебютант предлагает пока наиболее универсальное «лекарство» — смех.