25 September

«Социальная дилемма» Netflix: «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар»

Ярославна Фролова
автор
Ярославна Фролова

На платформе Netflix вышла документальная лента «Социальная дилемма», премьера которой состоялась в январе на международном фестивале «Сандэнс». Если вкратце: фильм рассказывает о том, как социальные сети и корпорации манипулируют пользователями и моделируют поведенческие привычки потребителей. Будто бы ничего нового, но можно лишний раз задуматься над тем, чтобы снести свои аккаунты от греха подальше (конечно, нет).

Лента Джеффа Орловски больше похожа на исповедь. Башковитые ребята из Google, Twitter, Pinterest, Instagram, Facebook садятся перед камерой, будто чтобы подпеть песне Linkin Park «What Have I Done». Ну и что же вы, ребята, натворили? Дизайнеры, разработчики, программисты, топ-менеджеры Кремниевой долины признаются по большому счёту в том, как писали коды, разрабатывали алгоритмы, которые позволяли (позволяют) моделировать, исправлять поведение и направлять пользователя социальной сети в нужное именно корпорации русло. Условно, постепенно «убеждали» нас купить или выбрать товар, за рекламу которого заплатил заказчик. «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар». В XXI веке самый ходовой капитал — внимание пользователя, чтобы завладеть этой эфемерной единицей товарно-денежных отношений, крупные корпорации готовы на всякого рода ухищрения. И речь не только о заигрывании с визуальными элементами (всплывающие окна, уведомления, смайлики), но и о доступе к вашему личному времени, данным, кликам. На какой картинке вы зависли чуть дольше? Какой сайт закинули в закладки? Какую публикацию переслали близкому контакту? Ещё несколько таких «вёдер», и «золотой ключик» капитализма в кармане (но не у вас).

Вообще в принципе идея-то не нова, все мы привыкли, что живём в так называемый век добровольной «прозрачности» (простите за это слово). На виду и на слуху огромное количество личных данных, информация хранится в облаке, постоянные посты, переписки, лайки, сообщения мечутся от девайса к девайсу, оставляя след, протоптанную дорожку из жёлтого кирпича, по которой уверенным шагом идут частные компании, производители товаров. Добро пожаловать! И довольно забавно наблюдать за тем, как «творцы» прогресса сидят перед камерой и сокрушаются о содеянном, предупреждают об опасности, бьют тревогу, грозят пальцем и признаются в собственной зависимости от социальных сетей. Спасибо, но в чём суть?

К чему все эти сентенции, фантазийное моделирование жизни одной семьи, на примере которой зрителям демонстрируют, как корпорации борются за внимание и повиновение пользователя? Вот перед нами сидит Джарон Ланье, дредастый автор книги «10 аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в социальных сетях прямо сейчас», адепт новой истины, рассуждает о том, что у алгоритмов есть свои планы на нашу свободу (выбора), а самое верное решение — удалить чёртовы социальные сети, скрыться, пользоваться голубиной почтой, азбукой Морзе, телепатией. Топовые работники всем известных корпораций тоже советуют держаться подальше от вселенского зла интернета, но вот интересно, какой процент людей, посмотрев эту картину, реально решились «выйти из игры» (как дела, Нео)? Удивительно, конечно, что стриминговая платформа снимает фильм, цель которого… что? А есть вообще цель? И нужна ли документальной ленте интенция, или фиксация действительности — самоцель?

Этические опасения стали основой «откровенного» разговора тех самых ребят, которые сами же эти проблемы и создали, по крайней мере, они считают, что приложили к этому руку. Разрушительное воздействие социальных сетей под конец фильма, кстати, будто бы отходит на второй план. Потому что главная проблема — не ваши посты в Facebook. Главная проблема и причина — вы! А сети лишь вскрывают все ваши слабости, предрасположенность к зависимости, подчиняют, потому что вы слабы и наивны. Так что не так страшен чёрт, как его малюют.

Где-то можно прочитать, что авторы исследуют бизнес-модель, паразитирующую силу капитализма, разрушающую и без того хрупкие психологические настройки человека. В заголовках подобных статей разве что не хватает слова «шокирующий». Так а что должно нас шокировать? Кажется, что с осознанием того, что big brother is watching, мы живём с (впишите нужный год, с момента первой регистрации в сети, читай первого отпечатка в Интернете). Netflix, конечно, фантастическим образом умеет нагнать красок, а по итогу просто сделать шаг в сторону и с умилением наблюдать, как растёт количество просмотров их продукта на платформе. И на финальных титрах задаёшься вопросом, а зачем, собственно, я это посмотрел? А компания и сама не знает, можем виртуально пожать друг другу руки, попрощаться с потраченным временем, поставить лайк этому фильму и нажать share, ведь каждый должен знать, как капитализм обманывает его прямо сейчас!