7 December

«Три богатыря и Наследница престола»: как создавался мультфильм

Даша Цыбульская
автор
Даша Цыбульская

Приключения трёх богатырей начались в 2004-м. С тех пор не прекращаются, ибо нравятся всем. Восемь историй уже рассказаны. Девятая вот-вот на большие экраны выйдет. За вид внешний любимых героев, глаз горящий придворного коня Юлия и сюжет нетривиальный, как всегда, отвечает студия «Мельница». В режиссёрском кресле — дважды номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит.

Константин Бронзит, режиссёр
14 лет я не занимался большим кино. В 2004-м открыл эту эпопею «Алёшей Поповичем». Теперь 9-й фильм. Всё это время я занимался авторским кино. Это совершенно другая область, параллельный мир, там какие-то собственные заморочки. И я просто соскучился по простому, весёлому, доброму кино. Опять же — это ещё и профессиональный вызов. Профессиональный вызов сменить территорию, шагнуть опять на это минное поле. И доказать себе и окружающим: опа, есть ещё порох в пороховницах! Жив курилка! Хотелось сделать что-то достойное, чтобы зрители вышли из кинотеатров под Новый год абсолютно удовлетворёнными.

Новая история называется «Три богатыря и наследница престола». Если вкратце, князь киевский голосом Сергея Маковецкого решительно объявляет, что пора бы о наследнике трона задуматься. После недолгих размышлений на роль эту племянницу Забаву пригласит. Да только она за тридевять земель находится — образование в Царьграде получает… В спешном порядке Забаву от учебников отрывать и возвращать во дворец отправятся три богатыря. С верным и храбрым Юлием. Ещё тем любителем повздорить!

Константин Бронзит, режиссёр
Здесь появляется совсем новый персонаж — сынок Леонид. Он дебил такой, говорит так… Смеётся. Я его озвучиваю. Дебилов легко озвучивать. Это сын Василевса, недоросток из богатой семьи, сынок олигарха. Он очень яркий. Юлий и Леонид спорят. Это будет любопытно, это такой интересный конфликт. два ярких персонажа, вместе с князем, естественно, будут этот клубок создавать событийный.

Любой полнометражный мультфильм начинается с написания сценария. Далее — запись чернового варианта диалогов персонажей, раскадровка всех сцен и создание аниматика — отрисованной режиссёрской версии будущей картины. Потом аниматик попадает в отдел лейаута, где все мизансцены отрисовываются уже более тщательно.

Режиссёрская версия попадает в руки специалистов по лейауту, и они должны уже придать Забаве какой-то женственный вид. Видите, как было изначально. Смотрите, какая красавица сейчас!

Вы одну из фаз отрисовываете как раз. Фазу контакта, когда персонажи держатся за руки, непосредственно перед поцелуем. Мне кажется, здесь самое главное — настроение романтическое уловить, которое закладывается.

Кира Петухова, художник лейаута
Бывает, одну сцену, один лейаут нужно и два дня отрисовывать. Нужно согласовывать с режиссёром движения, действия. Это процесс, который непосредственно перед анимацией происходит, то есть расположение и выход персонажа из кадра. Мы должны учитывать пространство, в котором живут персонажи. Сохранять перспективу рисунка. Нужное положение в пространстве найти, если активно перемещается персонаж. Вот когда сцена уже будет отрисована. Ей, видите, номер присвоен. Каждому персонажу своя буковка присваивается. И после этого идёт к аниматору.

Друзья, в новом фильме «Три богатыря и наследница престола» Поцелуй Елисея и Забавы. Как я понимаю, это их примирение. Будет в эпизоде 39, вот помяните мое слово.

Чтобы кальку не переводить и «не размазывать» лица героям, анимировать персонажа можно и более современным способом — на планшете. Как проще и удобнее — выбирает сам художник. Зритель разницы точно не увидит.

Иван Бабиев, художник-аниматор
Это проще в плане, что сразу можно посмотреть свою работу. Компьютер тут является инструментом, который упрощает работу, ну а смысл один и тот же.

Иногда, чтобы анимировать какое-нибудь действие героя, художникам-аниматорам самим приходится это действие выполнять, записывать на видео, а потом переносить это действие на кальку или планшет. В «Трёх богатырях и наследнице престола» Елисей должен проехаться на счётах, но чтобы это анимировать, пришлось искать действие.

Иван Бабиев, художник-аниматор
Бывает сложно, если ты не делал какие-то вещи, это анимировать, Нужно посмотреть хотя бы. Вот подходящее видео нашлось, тут видно, что в видео он бросает на землю, а здесь в анимации прямо в воздухе запрыгивает. Принцип взят отсюда и немножко приукрашен. Здесь 28 кадров, то есть 28 рисунков…

А это, на мой взгляд, самое интригующее помещение на студии «Мельница». Как вы думаете, зачем мультипликаторам старое ведро, старые ботинки, крышки, покрывала? На самом деле этот, на первый взгляд, никому не нужный хлам — важный и главный инструмент в ателье шумового озвучания.

Марина Безпалько, пресс-секретарь студии «Мельница»
Любой художественный фильм должен быть хорошо шумово озвучен. И тогда зритель смотрит и наслаждается картинкой. А вот если шумы положены плохо, неудачно или не положены вообще, то вас будет что-то раздражать, вы даже не поймете, что, вы отвлечётесь от сюжета. Это старая магнитофонная плёнка, во всех домах она пошла на выброс, а у нас она очень нужна. Ползут богатыри по травке, тоскует богатырь по берёзке, а шумит она тихонько от ветра листиками.

Для создания «Трёх богатырей и наследницы престола» потребовались год и три месяца, сто человек, ржавые цепи, старые башмаки и скрипучие стулья. Оценить старания создателей, посмеяться от души и провести время в компании богатырской сможете скоро. Премьера 27 декабря. В канун Нового года. Не пропустите.