1 February

Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок

Тимур Алиев
автор
Тимур Алиев

Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщик из Техаса выпустил картину «Дьявол в деталях» по собственному сценарию со звёздами первой величины в главных ролях — Дензелом Вашингтоном, Рами Малеком и Джаредом Лето. Тимур Алиев — о том, как наследие детективного нуара 90-х выглядит 30 лет спустя.

Джо Дикон по прозвищу Дики (Дензел Вашингтон) — вроде бы обычный полицейский из округа Керн. Для сбора улик по очередному делу начальство отправляет его в Лос-Анджелес. Дики — легенда отдела убийств, 15 лет назад он был детективом с наивысшим процентом раскрываемости убийств в городе. После одного из расследований Дикон «завязал» и ушёл на службу простым копом в провинции.

«Скелеты в шкафу» в купе с профессионализмом (один раз детектив — всегда детектив) не дают покоя. Внимание персонажа Вашингтона привлекает серия убийств, которые расследует новичок Джим Бэкстер (Рами Малек) — молодой, горячий и перспективный сотрудник, своеобразная замена Дики в отделе, как объяснит позже его бывший начальник. Дела округа Керн быстро откладываются — Дикон берёт пару выходных и неофициально присоединяется к команде Бэкстера, чтобы помочь тому найти убийцу. С каждым шагом, приближающим полицейских к разгадке, воскресают и призраки прошлого, с которыми не смог окончательно разобраться матёрый детектив.

В отличие от предыдущей картины Хэнкока «В погоне за Бонни и Клайдом», события которой разворачивались в 30-х годах прошлого века, «Дьявол в деталях» переносит нас в 90-е. Тогда же Джон и писал этот сценарий, который изначально не собирался ставить сам. Свой фильм Хэнкок наполнил параллелями с творением коллеги по цеху, лентой «Семь» Дэвида Финчера. Начиная с центрального конфликта «молодой и старый герои VS убийца» и заканчивая атмосферой заключительного эпизода в картине, действие которого происходит в аналогичной локации.

«Дьяволу в деталях» есть что показать, несмотря на характерные заимствования. На первый план в фильме, конечно, выходят талантливые актёрские работы. И Вашингтон, и Малек, и чуть позднее присоединяющийся к ним герой Джареда Лето (пусть его не так много в кадре, как хотелось бы) — все отыгрывают как надо. Дики Вашингтона, до поры до времени вынужденный скрывать детали своего прошлого, молчалив, суров и крайне наблюдателен. Собственно, коронную фразу о важности мелочей, на которых все в конечном счёте и попадаются, произносит именно он, причём дважды. Персонаж Рами Малека — полная противоположность Дикона. Как принято в детективах подобной формации, Хэнкок работает на контрасте: Бэкстер говорлив, упрям и рвётся в бой, практически не думая о последствиях (а надо бы — в отличие от персонажа Вашингтона, дома его ждут красавица-жена и две дочери).

Герой Лето Альберт Спарм — криповатый фрик, которого подозревают в совершении убийств, причём не только тех, что расследуются здесь и сейчас. Джаред не очень-то «попал» в роль: он пытается не переигрывать, но это даётся Лето с трудом. Постоянные ужимки и заигрывания отъявленного психопата, коим был, например, Джокер из киновселенной DC, никак не сочетаются с образом хладнокровного интеллектуала. Впрочем, действительно ли его персонаж оказывается виновным, Дики и Бэкстеру ещё предстоит выяснить.

Несмотря на структуру детектива, коей придерживается Хэнкок в начале, уже к середине кино вообще отходит от, казалось бы, основной истории, сворачивая в «туннель» психологической драмы, а без того неспешное повествование замедляется. В атмосфере будто заброшенного всеми Лос-Анджелеса (полумрак едва освещаемых улиц становится его визитной карточкой) диалоги Дики и Бэкстера от обсуждения антагониста перейдут в область вечных вопросов о природе зла и насилия. Какова жизнь с грузом ответственности за случайную смерть? Как закон должен обходиться с убийцами, если в правовом поле им удаётся уйти от наказания?

Те, кто ожидает увидеть в новой ленте Хэнкока динамичный детективный триллер в духе «Настоящего детектива» (да, и отсюда режиссёр понабрал элементы), могут быть сильно разочарованы. За более чем двухчасовой хронометраж небольшая динамика присутствует в кадре максимум 10-15 минут. Стереотипного столкновения опыта и дерзости (читай, молодости и старости) тоже ожидать не стоит. Вопросы жизни и смерти, а также границ, которые необходимо (можно ли?) переступить сотруднику правопорядка, чтобы никто из граждан больше не пострадал, — вот сокровенная идея «Дьявола в деталях», к которой с разным багажом опыта, но одинаковой интенцией подходят главные герои. Правда, Хэнкок, в отличие от того же Дэвида Финчера, не так категоричен в финале, потому оставляет и Дики, и Бэкстеру (зрителю) надежду.