21 August

Венецианский кинофестиваль: «карта» грядущего смотра

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

2 сентября стартует Венецианский кинофестиваль — первое крупное международное событие в индустрии после коронавирусного перерыва. Жюри в этот раз возглавляет Кейт Бланшетт, помогать ей будут, в частности, Кристиан Петцольд и Кристи Пую, в «Горизонтах» заседает Клер Дени, а в VR-секции — Хидео Кодзима. Виктор Непша составил своего рода карту грядущего смотра «во время чумы».

Схематично основной конкурс выглядит так: после прошлогоднего триумфа «Джокера» в сокращённом конкурсе мало американских фильмов и громких имён в целом. Концептуально можно заметить несколько общих линий: столкновение ребёнка и жестокого мира, сильные женские истории, обилие социальной сатиры. Многие, очевидно, побоялись преждевременно ехать в Венецию и берегут премьеры, но фестиваль умеет удивлять и без звёздных имён. И вот они фильмы, которые вошли в конкурсную программу этого года.

Основной конкурс

«In Between Dying», реж. Хилал Байдаров

О чём: молодой человек по имени Дауд пытается обрести настоящую любовь и семью.

Кто: Хилал Байдаров — математик, айтишник и, главное, ученик Белы Тарра. Одна из его предшествующих работ, «Когда созревает хурма», получила приз жюри на швейцарском Visions du Réel и была признана лучшим документальным фильмом года на фестивале в Сараево. «In Between Dying» имеет шансы выстрелить ещё громче. Из примечательного: исполнительный продюсер и сопродюсер картины — такие непохожие люди, как Дэнни Гловер и Карлос Рейгадас соответственно.

«Сестры Макалузо», реж. Эмма Данте

О чём: пять сестёр (в постановке было семь) из сицилийской семьи росли вместе и были дружны, но с течением времени их пути расходятся всё сильнее.

Кто: второй фильм итальянки Эммы Данте — экранизация её же одноимённой театральной постановки. Данте уже знакома с Венецианским фестивалем — роль в её первой картине, «Улица в Палермо», принесла кубок Вольпи Елене Котта. Учитывая отзывы о театральной постановке и то, что сюжет «Сестёр Макалузо» завязан на личных историях, можно рассчитывать на мощную актёрскую игру и в этот раз.

«Мир грядущий», реж. Мона Фастволд Лерче

Кто: после дебютного «Лунатика» Мона Фастволд Лерче, в частности, помогла Брэйди Корбету с написанием сценария к «Детству лидера» (и «Вокс люкс»), а теперь снова вернулась к режиссуре.

О чём: на бумаге кажется, что Лерче, как и в первой работе, сталкивает две пары в непривычных, изолированных от внешнего мира обстоятельствах. Только на этот раз дело разворачивается в ландшафтах дикого Запада, в XIX веке. В фильме снялись Кейси Аффлек и Ванесса Кирби, сопродюсером проекта выступила отечественная компания Hype Film.

«Nuevo Orden», реж. Мишель Франко

Кто: в сравнении с коллегами выше Мишель Франко — более опытный автор: среди его трофеев есть победа в номинации «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля («После Люсии») и приз за лучший сценарий там же («Хроник»).

О чём: покорять Венецию Франко собирается историей о том, как вип-свадьба прерывается приходом нежданных гостей стратой пониже. Логично ожидать критику классовой системы и злоупотребления властью.

«Lovers», реж. Николь Гарсия

Кто: актриса и режиссёр, обладательница премии «Сезар» Николь Гарсия приезжает в Венецию с эротическим триллером. В первый раз на «Золотого льва» Гарсия номинировалась ещё в 1998 году («Вандомская площадь»), но пока с актёрскими наградами ей везёт больше. Впрочем, кто знает, куда может завернуть Венеция на следующий год после «Джокера».

О чём: некая Лиза втайне от мужа заводит роман с бывшим парнем, и дело принимает опасный для жизни оборот. В картине снялись Стейси Мартин, Бенуа Мажимель и Пьер Нинэ.

«Laila in Haifa», реж. Амос Гитай

Кто: Амос Гитай — режиссёр родом из Земли обетованной. По всему миру он более известен как документалист, снимающий о Ближнем Востоке и арабо-израильском конфликте. На Венецианский кинофестиваль Амос приезжал уже не раз и не раз увозил награды самого разного толка.

О чём: и вновь в центре сюжета пять женщин, пути которых, в отличие от «Сестёр Макалузо», начинаются в разных сюжетных точках, но со временем переплетаются между собой. Объединяющий пункт — ночной клуб Хайфы, родного города Амоса Гитая. Здесь встречаются самые разные люди — в том числе израильтяне и палестинцы.
Учитывая левые политические взгляды режиссёра, сочетание сеттинга и героев, жюри и зрителей ожидает высказывание, как говорится, на злобу дня.

«Дорогие товарищи», реж. Андрей Кончаловский

Кто: возможно, наиболее звёздный режиссёр секции — из России. И вдобавок один из самых удачливых именно на этом фестивале — здесь Кончаловский неоднократно получал «Серебряных львов» (в том числе и недавно — за «Рай» и «Белые ночи почтальона Тряпицына»).

О чём: «Дорогие товарищи» расскажут о расстреле в Новочеркасске — трагическом и всё ещё очень слабо освещённом событии хрущёвской эпохи. На первом плане — личная драма Людмилы, ярой коммунистки, которая пытается найти свою дочь после расстрела демонстрантов. Учитывая происходящее в мире прямо сейчас и симпатии к Кончаловскому в Венеции, фильм может стать одним из фаворитов конкурса.

«Жена шпиона», реж. Киёси Куросава

Кто: именитый режиссёр с именитой фамилией снял историю о супружеской паре, противостоящей целой стране.

О чём: 1940 год, Юсаку, находясь в командировке в Манчжурии, узнал страшную государственную тайну и решил рассказать о ней миру. Его жена Сатоко беззаветно доверяет супругу и готова идти с ним до конца, несмотря на общее осуждение и обвинения в предательстве.

Куросава за свои 40 с лишним лет карьеры пробовал себя в разных направлениях, от пинку эйга до фантастики и детективов, — хочется надеяться, что режиссёр найдёт чем удивить публику.

«Солнечные дети», реж. Маджид Маджиди

О чём: 12-летний Али и его друзья всеми правдами и неправдами пытаются выжить и обеспечить пропитание своим семьям. Однажды по чудесному стечению обстоятельств главному герою поручают найти скрытые подземные сокровища. В фильме снялись дети, которым ещё совсем недавно действительно приходилось зарабатывать на жизнь собственным трудом.

Кто: с этой картиной Маджиди уже успел в четвёртый раз за карьеру выиграть национальный кинофестиваль «Фаджр», да и для международной общественности он человек не новый — первым из иранских режиссёров номинировался на «Оскар» в 1999 году.

«Фрагменты женщины», реж. Корнел Мудруцо

Кто: ещё одно звучное имя в не самом громком списке. За последние годы Мудруцо сначала впечатлил Канны фантастической историей бунта собак против людей («Белый Бог»), а потом разочаровал фильмом о беженце с примесью магического реализма («Спутник Юпитера»). Теперь венгр собирается показать в Венеции драму о молодой матери, потерявшей ребёнка из-за осложнений при родах. В главных ролях — Шайя ЛаБаф (!) и вновь Ванесса Кирби. Реакцию публики на работу Мудруцо предсказать сложно, но точно известно одно — Мартину Скорсезе понравилось. После просмотра великий италоамериканец даже присоединился к съёмочной команде в качестве исполнительного продюсера.

«Мисс Маркс», реж. Сузанна Никкьярелли

О чём: байопик об Эвелине Маркс — суфражистке, политической активистке, дочери автора «Капитала», и, в частности, это история о её трагических отношениях с популяризатором Дарвина и публицистом Эдуардом Эвелингом. Абсурдность и драматичность судьбы героини Никкьярелли, по её собственным словам, попытается совместить с тонкой иронией. Предыдущая работа итальянки (тоже байопик, посвящённый Нико), удостоился главного приза в программе «Горизонты» — теперь время сражаться в основной программе.

«Padrenostro», реж. Клаудио Ноче

О чём: два разных по характеру мальчика, Валерио и Кристиан, знакомятся и начинают дружить. На дворе лето, в Италии в разгаре свинцовые 70-е, события которых неизбежно оставляют след и в судьбе героев.

«Never Gonna Snow Again», реж. Малгожата Шумовска, Михал Энглерт

Кто: брак режиссёра Малгожаты Шумовской и оператора Михала Энглерта не выдержал испытания временем, но их творческий тандем гораздо надёжнее — вместе они работают более 20 лет. «Never Gonna Snow Again» — первый проект, в котором Энглерт тоже указан в качестве режиссёра.

О чём: сюжет как минимум интригует — украинский мигрант-массажист Женя (Алек Утгофф из «Очень странных дел») становится своеобразным гуру для богачей из тихой изолированной общины.

Самый комфортный кинофестиваль для Шумовской — Берлинале, откуда она привозила приз за лучшую режиссёрскую работу («Тело») и Гран-при жюри («Лицо»). «Never Gonna Snow Again» собираются пробивать по всем фронтам — Польша уже успела выдвинуть его на «Оскар» 2021 года. Почему бы не попробовать победить и в Венеции?

«The Disciple», реж. Чайтанья Тамхане

Кто: в дебютной работе Чайтанья Тамхане разбирался с индийской правовой системой — и стал лауреатом венецианских «Горизонтов». Шесть лет спустя режиссёр возвращается с фильмом об искусстве индийской классической музыки.

Как и ряд конкурентов, «The Disciple» имеет своего звёздного покровителя в виде исполнительного продюсера Альфонсо Куарона: с ним Тамхане познакомился в рамках менторской программы несколько лет назад (и даже успел побывать на съёмках «Ромы»).

«And Tomorrow The Entire World», реж. Юлия фон Хайнц

О чём: в Германии набирает силу неонацизм, по стране проходит волна насилия. Этому пытается противостоять антифашистское движение (в котором состоит главная героиня), а на фоне разворачивается любовная драма. Юлия фон Хайнц впервые предстаёт в Венеции — с актуальным, хоть и не новым рецептом.

«Земля кочевников», реж. Хлои Чжао

О чём: экранизация книги Джессики Брудер о пожилых людях, которые пускаются в странствия по Америке в поисках работы во время мирового экономического кризиса.

Кто: за плечами у Хлои Чжао — тепло принятый критикой «Наездник», впереди должна быть экранизация марвеловских «Вечных», а прямо сейчас — борьба за главный приз фестиваля с солидным козырем в виде Фрэнсис Макдорманд в главной роли.

«Notturno», реж. Джанфранко Рози

Кто: авторитетный итальянский документалист и единственный в конкурсе обладатель «Золотого льва» попытается завоевать ещё одну статуэтку с фильмом о людях, пытающихся выжить в военных условиях Ближнего Востока. «Notturno» снимался на границах между Ираком, Сирией и Ливаном в течение трёх лет.

«Quo Vadis, Aida?», реж. Ясмила Жбанич

Кто: обладатель «Золотого медведя» Ясмила Жбанич значительную часть карьеры рассматривает важную для себя тему — югославские войны 90-х и их последствия для её родной Боснии и Герцеговины.

О чём: в «Quo Vadis, Aida?» переводчица ООН пытается спасти свою семью во время печально известной резни в Сребренице.

Интересное внеконкурсное короткой строкой:

• Новая работа абсурдного хулигана Квентина Дюпье.
• «Yellow Cat» Адильхана Ержанова, который заочно сравнивают с маликовскими «Пустошами».
• Филиппинский мастер Лав Диас с лаконичным по его меркам (2,5 часа) «Lahi, Layop».
• Ещё два российских режиссёра: Иван Твердовский с драмой про последствия «Норд-Оста» и Филипп Юрьев с полнометражным дебютом «Китобой».
• Короткий метр от Мати Диоп — лауреатки прошлогоднего каннского Гран-при.
• Вечный бунтарь Абель Феррара с документальным фильмом про показ своей «Сибири» в Берлине, незадолго до начала глобального карантина.
• Смонтированные разговоры Денниса Хоппера и Орсона Уэллса из 1970-го.
• Лука Гуаданьино с историей Сальваторе Феррагамо, основателя модного дома одежды.
• Фильм Натана Гроссмана про Грету Тунберг.