19 July

Виктору Косаковскому — 60. Выбираем главные работы в его фильмографии

Дарья Тарасова
автор
Дарья Тарасова

Сегодня документалисту Виктору Косаковскому исполняется 60 лет. В прошлом году его последняя на данный момент работа, фильм о свиноматке «Гунда», покорила зрителей Берлинале и номинировалась на приз Европейской киноакадемии как лучший документальный фильм. КИНОТВ вспоминает основные вехи творческого пути режиссёра:

«Лосев» (1989) — дебют Косаковского о советском философе и писателе Алексее Лосеве, снятый в последний год его жизни. Операторами картины выступили сам режиссёр, а также Георгий Рерберг («Сталкер», «Зеркало»). «Задача не навредить, не испортить, не упустить главное и не выбросить то, что, кажется, выбросить можно, и в конце концов оставить всё, что снято, потому что это уже история, и ещё создать иллюзию художественного произведения — задача эта оказалась настолько серьёзной, что я по-настоящему испугался», — вспоминал Косаковский.

В «Беловых» (1992) режиссёр сосредотачивает историю вокруг пожилых брата и сестры, которые, будучи абсолютными противоположностями друг другу, делят одну крышу. «“Беловы” — это история моей семьи, это мои родственники. Это именно тот случай, когда что-то ты можешь себе позволить сказать. Кто-то считает, что это неэтично. Но я не могу снимать потаённое в постороннем человеке — могу только о себе или о своих близких, если они мне доверяют, что-то такое откровенное сказать, не осуждая».

«Тише!» (2003) снят с помощью одного-единственного приёма-допущения, который раскрывает личность автора. На протяжении календарного года режиссёр снимает обычную городскую улицу из одной точки — из окна квартиры, в которой он, видимо, и проживает. Игорь Манцов назвал эту картину «уроком смирения», который приучает зрителя к собственному физическому телу.

«Акварель» (2018) — ода воде без участия человека, сборник монологов озера, водопада, реки, моря, океана. Через эту оптику документалист рассказывает о жизни, времени и тех частях мира, которые очищены от людского присутствия.

«Гунда» (2020) — удивительное исследование жизни фермы, в центре которого — свиноматка Гунда, а также пара коров и курица. Живой взгляд на мир близких человеку животных, лишённый антропоцентризма, который выцепляет драму и даже трагедию в судьбах обитателей фермы.

В честь юбилея Косаковского в этом году в рамках кинофестиваля «Зеркала» пройдёт ретроспектива режиссёра — правда, даты самого фестиваля и его формат пока неизвестны.

 

Фото: Antony Jones / Getty Images; Иноекино