7 August

Взрывная амазонка из ЮАР: Шарлиз Терон исполнилось 45!

Александр Савенков
автор
Александр Савенков

Обворожительной Шарлиз Терон сегодня исполняется 45 лет. Какого же персонажа актрисы мы любим более всего и считаем флагманским в её карьере? Может, это ошеломительная Фуриоса из «Безумного Макса»? Альтруистка Сара из «Сладкого ноября»? «Жена астронавта» в беде? Или же отчаявшаяся Эйлин из картины «Монстр»? Трудный выбор, так что мы решили его не делать, взвалив эту миссию на кинокритика. Александр Савенков в своём материале рассказывает, как началась карьера актрисы, и пытается понять, какая же её роль — та самая.

«Когда я была маленькой, я знала наверняка, что однажды стану большой-большой звездой. Ну, или просто — красивой. Красивой и богатой, как женщины из телевизора. Ходят слухи, Мэрилин Монро нашли прямо в кафе. Могло быть и так. Осталось дождаться того, кто найдёт меня».

С этого монолога главной героини начинается фильм «Монстр» и самая титулованная по количеству наград партия в актёрской карьере Терон. Едва ли в том масочном гриме, цементирующем мимику, в тех набранных килограммах, сбивающих глянцевый лоск с тела актрисы, и в наигранном мужланстве, — едва ли в тех упрощениях и отклонениях от реального прообраза персонажа (Эйлин Уорнос), психопатичной проститутки, серийно отстреливающей мужчин по флоридским закуткам, — кроется та самая выдающаяся роль. Дело не в том, дескать, не заслужила, — её бы всё рано или поздно наградили (и хорошо, что рано), дело в том, что единожды. Здесь вернее было бы выделить не самую яркую и уж тем более не самую лучшую, а, пожалуй, самую определяющую или самую личную для Терон роль.

Начало

Шарлиз Терон родилась 7 августа в провинциальном городке близ Йоханнесбурга, ЮАР. Оригинальное звучание фамилии — Трон. Надо полагать, Терон (с ударением на «е») она стала уже в Штатах. Детство провела на родительской ферме. Увлекалась балетом. В возрасте 15 лет застала сцену убийства отца: её мать застрелила его при самообороне в разгар очередного алкогольного бешенства. Годом позднее Терон заключила годовой контракт на работу моделью в Милане. Затем перебралась в Нью-Йорк и, устав «быть красивой и молчать», отодвинула моделинг на второй план, посвятив время занятиям в балетной школе. Далее — травма колена, депрессия, билет в Голливуд на последние деньги: «Я тогда сказала кассиру, что он ошибся, мне не нужно было в Лос-Анджелес, я просила билет в Голливуд». За перелётом — байка: Шарлиз Терон ругается с менеджером банка, отказывающимся обналичить «пэйчек». «Взрывную блондинку» замечает кастинг-агент Джон Кросби: «Не знаю, чем вы занимаетесь, но, если заинтересованы в актёрской карьере, вот моя визитка».

Экран

Первое появление на экране — всё ещё «быть красивой и молчать»: не больше минуты в третьей части «Детей кукурузы». Пара крупных планов лица и несколько кадров тентаклевых истязаний в грязи и лужах крови: «Нам даже не выдали одежду; я была в своих белых кроссовках, потом ещё долго гуляла по ЛА в розовых».

Первые «говорящие» роли — сразу две: «Два дня в долине» Джона Херцфельда и режиссёрский дебют Тома Хэнкса, лента «То, что ты делаешь». Оба фильма вышли в 1996 году с премьерными показами на фестивале в Торонто. Отвечая на вопросы о начале карьеры, сама актриса чаще апеллирует к фильму Хэнкса, останавливаясь на личности автора, а не на своей роли, о которой не стыдно забыть. И нужно изрядно поднатореть в забывании, чтобы не вспоминать Терон из фильма Херцфельда. То, что Хэнкс комментировал «она точно кем-то станет», у Херцфельда уже было. В «Двух днях в долине» Терон предстала состоявшейся голливудской звездой, по крайней мере, таковой держалась в кадре. Впрочем, та роль девушки главного злодея опиралась в основном на её внешность. Короткая стрижка, тонкие брови, улыбка с приветливыми ямочками, простоватый и в то же время абсолютно глянцевый вид, холодная, властная сексуальность и бесконечно длинные ноги, которые она играючи перекидывает через спинку стула в постельной сцене. Здесь же случится её первая кинодрака (если верить слухам, с реальным попаданием по лицу) и первая киносмерть.

Смерть в кино и Терон

Практически все экранные отношения Терон заканчиваются смертью. Умирает в основном её персонаж, но, бывает, и тот, что составляет ей пару. Любовные линии с Терон чаще нужны исключительно для обличения какой-нибудь гадости: милитаризма, консерватизма, капитализма и далее по списку тех проблем, с которыми её героини время от времени вынуждены справляться в одиночку. Иной раз её награждают ребёнком, если не от бывшего мужа-психа или насильника, то соседским, как, например, в фильме «Сладкий ноябрь». В этой культовой мелодраме из ранних нулевых Терон оживляет заработавшегося Киану Ривза и умирает в финале. В другой мелодраме, «Голова в облаках», ей достанется чуть больше отношений со Стюартом Таунсендом (на тот момент мужем Терон в реальной жизни) и Пенелопой Крус. В финале, правда, она снова умрёт. В «Последнем лице» самолёт с её парнем собьют террористы. В «Правилах виноделов» одного войной покалечит, другой удалится в жанровое «насовсем». В триллере «24 часа» сама пристрелит ухажёра. Не благодарите.

Порой героини Терон всё же оказываются в браке, но в счастливом — никогда. Ну и как минимум в браке с астронавтом, и это — Джонни Депп в фильме «Жена астронавта» (сюжет вроде недавнего «Спутника» Абраменко, замашки «Ребёнка Розмари» Полански, зато Терон там исполняет feet-dance в стиле Брижит Бардо из «Истины» Клузо). Или замужем за самим сыном дьявола («Адвокат дьявола», где снова тщеславный Киану Ривз и вонючее богатство). В фильме «Военный ныряльщик» у Терон почти нет экранного времени, но и там успевает помучиться в браке с Робертом Де Ниро. Он — культовый ныряльщик с проблемным здоровьем. Она наслаждается жизнью с военным: плачет, пьёт, пьёт и плачет. От мужей попроще сама уходит умирать в темноту, за собой оставляя ребёнка и охапку кадров с флешбэками (фильм «Дорога»). В «Талли» мужа не бросает, но почти погибает в аварии. Даже в «Хэнкоке», выступая в роли бессмертной супервумен и жены, найдёт минутку-другую для экранной смерти. Разве что в политическом ромкоме «Та ещё парочка», после которого Терон стала, что называется, «своей в доску», любовная линия заканчивается хеппи-эндом.

В американских ток-шоу её то и дело расспрашивают на тему отношений: почему она одна, почему не страдает от одиночества, неужели её не тянет замуж и с кем бы она хотела создать пару, хотя бы чисто гипотетически. В недавнем интервью Говарду Стерну она, не скрывая раздражения к вопросам, заметила, что «слишком стара для этого дерьма». Никогда не хотела замуж, не знакома с чувством одиночества, а всю любовь и нерабочее время отдаёт своим приёмным детям, за свободное воспитание которых, к слову, на неё приходится масса негатива и что-то вроде статуса «худшей матери». А если учесть, что она неотделима от своих персонажей, то всё ещё проще: социально-прямая романтика — штука смертельно опасная, для неё и окружающих.

И нет, главная её роль прозвучала не в «Монстре». Шарлиз Терон — императрица Фуриоса из «Безумного Макса», освободитель моделей от «бридерства» и народа от тирании и рабства.