29 April

Жёлтое платье в кино: наряд для судьбоносных моментов

Дина Ключарева
автор
Дина Ключарева

Жёлтое платье — самый требовательный «участник» киносъёмочного процесса. Персонаж в таком наряде всегда оказывается самым светлым, ярким, притягивающим взгляд зрителя пятном в кадре, вокруг которого приходится выстраивать всю окружающую картинку — от декораций до костюмов массовки. Вот почему вещи жёлтого цвета — настоящий вызов и для костюмеров, и для операторов, и для художников-постановщиков. Дина Ключарёва рассказывает, о чём в кадре «говорит» жёлтое платье.

Смысловое значение жёлтого платья — вспышка, озарение. В большинстве случаев жёлтое платье возникает в кадре в какой-то из поворотных точек в сюжете — чаще, когда герой или героиня получают первый серьёзный вызов, чуть реже — в момент кульминации, ближе к финалу. Жёлтое платье никогда не сливается с фоном, но всегда контрастирует с ним, выдвигает ту, что его носит, на передний план, делает её особенной — вот почему так часто этот наряд используют в романтических историях в ключевые моменты, когда герой должен осознать, что бесповоротно влюблён.

Самый яркий пример такого использования — жёлтое платье Энди, героини Кейт Хадсон, в фильме «Как отделаться от парня за десять дней». В атласном платье лаконичного вневременного силуэта она появляется на роскошном приёме, где её экранный партнёр в лице Мэттью Макконахи вот-вот выиграет своё циничное пари с потенциальным клиентом. Но, сражённый красотой и сиянием Энди, он понимает, что не готов потерять эту девушку ради работы. Карен Патч, художник по костюмам фильма, рассказывает, что сначала хотела одеть Хадсон в вечерние наряды малахитового и глубокого синего цветов, но когда на примерке актриса облачилась в то самое жёлтое платье и вся съёмочная группа вокруг ахнула, дизайнер поняла: это — оно.

Другой пример — кульминация в киноверсии классической сказки Disney «Красавица и чудовище». В отличие от героини мультфильма, Бэлль в исполнении Эммы Уотсон не страдает стокгольмским синдромом по отношению к своему захватчику и вообще весьма независима, обладает сильным характером и способна постоять за себя. Когда Чудовище спасает её от диких волков, Бэлль теплеет по отношению к заколдованному принцу и соглашается провести с ним вечер. Она спускается в бальный зал в пышном ярусном платье, напоминающем традиционный наряд Красавицы, и выглядит в нём словно солнце, впервые за долгие годы осветившее замок Чудовища. Осознав свои истинные чувства к девушке, Чудовище отпускает её на помощь к отцу, попавшему в беду, — и в этот момент сама Бэлль признаёт, что где-то внутри у этого монстра бьётся золотое сердце.

В чём сложность с жёлтым цветом? «Вам нужно найти правильный его оттенок», — считает художница по костюмам Мона Мэй, создававшая наряды для героинь фильма «Бестолковые». Шер, которую сыграла Алисия Сильверстоун, впервые появляется на экране в своём легендарном жёлтом клетчатом костюме, под который надет жёлтый кардиган из ангоры. «Когда вы впервые видите Шер, она светится. Этот цвет источает энергию. Это её первый день в школе, и ей нужно произвести впечатление», — рассказывает Мэй. Этот «энергичный жёлтый» помогает Шер сразу же заявить о своих амбициях на территории школьного социума.

В фильме «Клеопатра» жёлтые облачения Элизабет Тейлор всегда сигнализируют о высоком градусе драмы и прощании с тем, что дорого. В нежно-жёлтом, расшитом золотом халате её могущественная героиня получает новость о том, что её любовник Марк Антоний женится на другой. Ближе к финалу Клеопатра снова появляется в жёлтом — в этот раз в накидке шафранового цвета. Именно в этом наряде египетская царица провожает на верную смерть юного сына, а позже становится свидетельницей смерти своего возлюбленного Антония. Не желая быть военным трофеем для победителя Октавиана, она прощается с жизнью, положив руку в корзину с ядовитой змеёй, и он находит её на смертном одре в золотом облачении фараонов. 

Ещё одно запоминающееся жёлтое платье носит Роуз, героиня Кейт Уинслет в фильме «Титаник». Рядом с нищим художником Джеком в исполнении юного Леонардо ДиКаприо Роуз в своём дорогом платье из жаккардового шёлка выглядит как королева, но это не мешает им найти общий язык. Роуз влюбляется в непосредственность и талант Джека, а он задаёт ей едва ли не самый важный вопрос в её жизни: любит ли она того, за кого собирается замуж? Ответ на него меняет жизнь Роуз навсегда.

Схожая ситуация и в фильме «Ла-Ла Ленд»: героиня Эммы Стоун появляется в жёлтом платье, верно, в поворотной точке сюжета — именно с танца на фоне закатных огней Лос-Анджелеса начинают развиваться её отношения с героем Райана Гослинга, которые, увы, обречены с самого начала. 

Всегда носит жёлтое Латика, героиня Фриды Пинто в фильме «Миллионер из трущоб». Она — луч света в жизни бедного Джамала, на долю которого выпало немало испытаний, и её одежда буквально об этом кричит: это и запачканное жёлтое платье с рукавами-фонариками, в котором он впервые видит озорную Латику ещё в детстве, и жаккардовое национальное индийское платье оттенка карри, в котором она появляется позже, и жёлтый шарф с крошечными зеркальцами, завернувшись в который она ждёт своего любимого в финале фильма. 

В картине «Влюблённый Шекспир» у Гвинет Пэлтроу два выхода в жёлтых платьях — и оба решают её судьбу. В парчовом, расшитом золотом платье её Виола появляется перед королевой Елизаветой I и впервые прилюдно признаётся в своей безграничной любви к театру. В финале в кремово-жёлтом платье с золотистыми узорами Виола выходит на сцену на замену актёру-подростку и исполняет свою главную роль — Джульетту. Но, несмотря на грандиозный успех постановки, влюблённому Шекспиру и Виоле всё же не суждено быть вместе.

В фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже» жёлтое платье Марион Котийяр также становится символом любви и неизбежного расставания. Гил, герой Оуэна Уилсона, приезжает в Париж в гости к родителям своей невесты, но чудесным образом по ночам переносится в 1920-е, где в гостях у Гертруды Стайн знакомится с очаровательной Адрианой, подругой Коко Шанель. В её компании (а также в компании её расшитого бисером прямого канареечно-жёлтого платья в стиле 1920-х) он проводит лучший вечер в своей жизни — встречает Дали, Дега и Тулуз-Лотрека, смотрит канкан в легендарном кабаре, подсказывает Бунюэлю идею нового фильма и, разумеется, влюбляется в свою спутницу по уши. Но его ждёт возвращение в 2010-е, а Адриана решает остаться в 1890-х — и так жёлтое платье становится вестником разлуки.