3 июля

«Звёздные войны» и мир Сальвадора Дали

Екатерина Кузнецова
автор
Екатерина Кузнецова

«Звёздные войны» — эпохальная космическая сага Джорджа Лукаса, «воспитавшая» не одно поколение верных фанатов. Сценарии первых эпизодов разбирают студенты в киношколах, а визуальный рисунок этой вселенной можно узнать с одного кадра. Над созданием мира работала целая команда талантливых художников, однако мало где пишут о том, как Лукас и арт-департамент вдохновлялись одним из самых известных сюрреалистов ХХ века Сальвадором Дали. А теперь Екатерина Кузнецова рассказывает, какие картины цитировал в саге Джордж Лукас, что повод пересмотреть «Звёздные войны» ещё раз и отыскать все художественные «пасхалки».

В первых фильмах саги — «Новая надежда» и «Империя наносит ответный удар» — был сформирован чёткий визуальный образ вселенной «Звёздных войн» на полвека вперёд. Для зрителя 1977 и 1980 годов было всё в новинку: и то, как выглядели роботы, и бесконечные уродливые инопланетяне, и образ Дарта Вейдера, вдохновлённый костюмами японских самураев. Казалось бы, какое отношение к космическому миру могут иметь удивительные фантазии Дали с его плавящимися на солнце часами?

В начале фильма «Новая надежда» молодой Люк стоит у дома дяди на планете Татуин и смотрит на два закатных солнца. Эта мизансцена стала визитной карточкой фильма, однако цветовая гамма, расположение двух круглых предметов в кадре будто бы отсылают зрителя к странной картине Дали «Высокое мгновение». Два желтка на тарелке — что два солнца Татуина.

Самый известный образ, который Лукас цитирует в эпизоде «Империя наносит ответный удар», — огромные боевые машины АТ-АТ, которые очень точно повторяют фантастических длинноногих слонов с картины «Слоны» 1948 года. Таких же представителей отряда хоботных Дали изобразил на нескольких картинах, очевидно, эта художественная идея полюбилась ему самому — такое большое и массивное животное, как слон, вдруг предстаёт перед зрителем кем-то паукообразным за счёт длинных тонких ног, а само животное практически достаёт до неба. Одна из самых узнаваемых картин с длинноногим слоном — «Искушение святого Антония». Интересно, что фанаты «Звёздных войн» и сами распознали это сходство, даже вписали АТ-АТ в картину, «поженив» миры Лукаса и Дали.

Ещё мне очень нравится сравнение картины Дали «Постоянство памяти» с запутанной хронологией космической саги. Лукас объяснял, что сначала снял 4-й эпизод, потому что в нём появлялась «Звезда Смерти», а ему очень хотелось поскорее «построить» именно её. Однако из-за нарушенной хронологии повествования мы понятия не имеем сначала, какая связь между Люком, Леей и Дартом Вейдером, и узнаём новые куски истории хаотично. Как будто время плавится, как на картине, и идёт, куда ему заблагорассудится.

Все фильмы саги Лукаса объединены идеей, страстным желанием — вырваться из рабства, угнетения и ощущения бессилия и создать мир, где всему этому не будет места. Главные герои, будь это с виду обычный паренёк Люк Скайуокер или с рождения одарённая властью принцесса Лея Органа, проходят свой сложный и полный битв путь освободителей и к концу фильма одерживают победу над силами зла. Мы узнаём, что в этой вселенной существуют практически (!) непобедимые джедаи, которые обладают удивительной силой мысли. Не будем утверждать, что Дали — джедай, но это похоже на художника, использовавшего собственную силу фантазии, чтобы буквально «перерисовывать» мир, который заставлял его чувствовать себя несвободным.

Джордж Лукас и Сальвадор Дали создавали свои вселенные в совершенно разных стилях и манерах. Когда вышла «Новая надежда», Дали был уже очень стар и вряд ли смотрел фильм. Однако их обоих объединяет страсть к неизведанному миру подсознания и снов, которые могут увести нас в неведомые дали — стоит только приоткрыть туда дверь. В мир, где слоны ходят на тонких паукообразных ногах где-то под облаками и эти же слоны состоят из железа и могут поджарить тебя в два счёта, если ты отказываешься подчиняться законам Империи.

Fun fact: несмотря на довольно очевидное сходство, Лукас никогда не упоминал вдохновение слонами Дали для АТ-АТ. Он рассказывал, что образ является переосмыслением треножников (боевых машин марсиан) из романа Герберта Уэллса «Война миров».