Эстетичная мясорубка: «гонконгские боевики» Джона Ву

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Джон Ву, Options, The Edge

Маэстро возвращается! «Немая ярость» от Джона Ву с Юэлем Киннаманом в главной роли почти добралась до российских кинотеатров. Наши ожидания от новинки велики, и не столько потому, что её позиционируют как «уникальный боевик без единой реплики», сколько из-за громкого имени её автора. Джон Ву — это человек, в своё время перевернувший целый жанр, о творческих успехах которого мы и хотим рассказать нашим читателям в преддверии выхода «Немой ярости».

Философия стрельбы

«Круто сваренные», Paramount Pictures

В видеоигре «Макс Пэйн», в первой части этой культовой серии шутеров, имя Джона Ву используется как пароль среди бандитов, что ошиваются в манхэттенских трущобах. Такой вот скромный акт почтения — способ выразить уважение режиссёру, без которого не случилось бы того самого «Макса Пэйна» — интерактивного неонуара о копе, несправедливо обвинённом в убийстве коллеги и потому вынужденном бегать по заснеженному Нью-Йорку с двумя «береттами» на изготовку и лузгать плохих парней как семечки. Шагая по пути вендетты, усеянному трупами, главный герой больше половины всего игрового хронометража проводит в режиме slow motion — показывает гангстерам мастер-класс по стрельбе по-македонски, кружась в смертельном вальсе дымящихся гильз, кровавых брызг, битого стекла и отлетающей от стен штукатурки.

«Макс Пэйн» — это жестокость и стиль. Как и вдохновившие разработчиков этой видеоигры фильмы гонконгца Джона Ву, которому выдуманный американец Макс очень многим обязан. Вместе с ним мистера Ву себе в духовные наследники смело могут записать Нео из «Матрицы», Джон Престон из «Эквилибриума», вампирша Селин из «Другого мира», ассасин Уэсли из «Особо опасен» и главная звезда современной экшен-сцены Джон Уик.

«Матрица», Warner Bros.

В той же степени, в которой угрожающие крики и молниеносные удары другой знаменитости из Гонконга, Брюса Ли, в своё время повлияли на весь «дерущийся Голливуд», в той же степени на «Голливуд стреляющий» свой отпечаток наложили бескомпромиссные работы Джона Ву. Он, можно сказать, изобрёл целый киножанр, который как только в среде кинематографистов ни обзывали, будь то банальное определение «гонконгский боевик», более витиеватое heroic bloodshed, что переводится с английского как «героическое кровопролитие», или вовсе gun fu — буквально «кунг-фу с пушками».

В фильмах Джона Ву жизнь бурлит не в перерывах между выстрелами, а лишь в тот момент, когда спускается курок. Для этого режиссёра пистолет — не просто лязгающая железка, цинично засылающая в тело противника свинец. Пистолет в фильме Джона Ву — всё равно что катана в самурайском боевике: предмет столь же опасный, сколь и прекрасный, являющийся для зрителя символом силы и отваги, а для своего хозяина — священной реликвией.

Гонконгское кинематографическое чудо

Популярный представитель жанра «уся» — «Герой», InterCom

Огнестрельное оружие в «гонконгском боевике» Джона Ву подобно холодному оружию в руках средневековых китайских воителей, которые являются центральными действующими лицами произведений жанра «уся» (результат слияния китайских слов «ушу» и «ся» — «боевое искусство» и «странствующий рыцарь» соответственно). Издавна данным термином обозначают китайские сказания о подвигах воинов с нечеловеческой силой — эдаких богатырей, что сражаются против сил зла, нередко паранормальной природы. С появлением в Гонконге первых больших киностудий (разумеется, обособленных от цензуры компартии, царившей тогда на территории материковой Поднебесной, так как этот регион до 1997-го являлся британской колонией), титулом уся стали нарекать производимые в огромных количествах (и пользующиеся большой популярностью на Западе) фильмы про храбрых воителей, элегантно начищающих друг другу морды и превращающих каждую драку в акробатическое представление.

Гонконгские киношники той эпохи — зачастую либо потомки тех, кто вовремя сбежал из коммунистического Китая, либо те несчастные, кто воочию видел ужасные последствия послевоенных репрессий и «культурной революции» под предводительством товарища Мао. Они были чужаками на этой земле — на зависимом от европейской метрополии клочке суши, где официальные бумаги марают английскими буквами, персонажи кино общаются в основном на мандаринском диалекте, а простой люд разговаривает на кантонском. К их числу относились такие легендарные постановщики, как Вонг Кар-Вай, Ло Вэй и Цуй Харк. К их же числу примыкает и Джон Ву. В начале 1950-х, ещё ребёнком, мальчик, настоящее имя которого звучит как Ву Ю-Сен, вместе с родителями перебрался из Китая в Гонконг. Его детство и юность пропитались христианским воспитанием и лицезрением беспредела, что учиняли на улицах гангстеры из Триад, посещением кинотеатров, где крутили классические голливудские мюзиклы, и наблюдениями за тем, как полицейские до смерти забивали дубинками студентов, что выходили на митинги за автономное существование Гонконга без правящей руки британской короны.

«Путь дракона», Golden Harvest

Именно эта отчуждённость и помогла гонконгским творцам нащупать секрет успеха: выносить китайский культурный багаж за скобки, вырисовывая свой собственный индивидуальный национальный колорит (оно и неудивительно для Гонконга — одного из самых значимых портов во всей Азии, в котором всегда обитало великое множество иностранцев). В 1970-е весь мир заполонили «шаолиньские боевики» родом из Гонконга, а снимали кино на гонконгских студиях (комедии и мелодрамы для внутреннего потребления и экшен-муви на экспорт) очень дёшево и очень сердито — вплоть до того, что одни и те же декорации подолгу не разбирали, чтобы там могли реализовывать по десять разных проектов один за одним. В это время от старейшей киностудии Гонконга Shaw Brothers ушёл главный продюсер всего Гонконга Рэймонд Чоу и открыл собственную фирму под названием Golden Harvest. Именно в её павильонах начинали тот же Брюс Ли и не менее обожаемый за границей актёр Джеки Чан. Там же на заре своей карьеры трудился и Джон Ву.

Golden Harvest доверяла ему постановку лишь низкопробных картин про кунг-фу и второсортных драм, а с началом 1980-х даже перевела в тайваньский филиал, где режиссёр выпустил парочку посредственных боевиков. Первые по-настоящему успешные проекты Джона Ву были созданы им в Гонконге, но уже в другой студии — основанной в 1984 году Цуем Харком компании Film Workshop.

Открыть огонь!

«Светлое будущее», Cinema City & Films Co.

Тогда-то критики впервые и заговорили про «гонконгский боевик» Джона Ву — в 1986 году, когда на экранах появился криминальный экшен «Светлое будущее» за его авторством. Причём у этого жанра есть не только конкретный год рождения, но и конкретный тайминг на линии хронометража: примерно на 27-й минуте фильма улыбающийся гангстер Марк Ли в исполнении Чоу Юнь-Фата — одного из самых любимых актёров Джона Ву — устраивает лютейшую перестрелку в ресторане, мстя мафии за друга, попавшего в тюрьму. Это не самая первая схватка в ленте, но первая, в которой Ву на славу отработал элементы своего фирменного gun fu: слоу-мо, обилие крови, мастерски владеющий огнестрельным оружием протагонист, яркие искры и всполохи пламени от выстрелов, локация, зрелищно разлетающаяся в щепки. Это не пролетающие за доли секунды дуэли из спагетти-вестернов и не преисполненные «предварительных ласк» самурайские разборки — это сочный монтаж и смакование каждого выстрела и каждой упавшей на пол злодейской туши.

Заслуга Джона Ву как основателя нового направления в гонконгском кинематографе заключается в том, что он грамотно объединил эстетизированное насилие с сюжетными конструкциями криминальной драмы. С поправкой на то, что у Ву плохие парни, беспощадно уничтожающие десятки людей в считанные минуты, являют собой чуть ли не героев рыцарского романа — хоть их руки и запачканы в чужой крови по самые плечи, им не чуждо сочувствие и они всегда готовы защищать сирых и убогих.

В «Светлом будущем», что в первой части, что в продолжении 1987 года выпуска, изобретательные и ослепительные, словно фейерверки, перестрелки со сложной хореографией и бешеным напором тоже присутствуют. Но они ещё не образовали магистральную линию режиссёрского метода Джона Ву. Тем более его желание создавать чистый и ничем не замутнённый экшен не находило отклика в планах продюсера этих фильмов, по совместительству главы студии Film Workshop Цуя Харка. Из-за этого сценарий третьей части, изначально написанный Джоном Ву, оказался забракован, а режиссёр ушёл с проекта — его место занял сам Цуй Харк. Свою задумку про безумные заварушки гонконгских бандитов в джунглях Вьетнама в самый разгар интервенции в оный солдат США Джон Ву реализует значительно позже, в 1990-м, в фильме «Пуля в голове» — брутальной и одной из самых безудержных работ гонконгского мастера, в которой военная драма и бадди-муви замешиваются во взрывоопасный коктейль из слёз, пороха, грязных денег и подлых военных преступлений.

Постер к фильму «Светлое будущее 2: Ураганный огонь», Cinema City & Films Co.
Постер к фильму «Пуля в голове», John Woo Film Production

В период между премьерами второй главы саги «Светлое будущее» и ленты «Пуля в голове» Джон Ву выпускает ещё две картины: малопримечательную, пускай и крепко сбитую драму о буднях бойцов Триады «Просто герои» и свой первый международный хит — «Наёмного убийцу» (оба фильма были выпущены в 1989 году). Эта картина о киллере, что пытается завязать, но идёт против бывших заказчиков, попутно помогая ослепшей по его вине «даме в беде», отчасти вдохновлена мельвилевским «Самураем» (чего режиссёр никогда не скрывал, да и имена у героев Юнь-Фата и Алена Делона — Джеффри и Жеф — схожи по звучанию). Вот только гонконгский наёмник, в отличие от своего парижского коллеги из 1960-х, холодному расчёту предпочитает грубую силу: он чуть ли не парит над полем брани, жонглирует пушками убитых им мерзавцев, ради красивого кадра засаживает в своих врагов по десять пуль за раз, стреляет от бедра даже более метко, чем китчевые персонажи Франко Неро и Клинта Иствуда. Но при всём при этом Джеффри ни за что на свете не позволит негодяям досаждать простым гражданским.

Точка максимального кипения в этой ленте достигается в финале, в одной из самых запоминающихся перестрелок, что когда-либо ставил Джон Ву, — в эпизоде противостояния нескольким десяткам бандитов из Триады в стенах католической церкви, где Джеффри на пару с детективом, что охотился за ним весь фильм, но в итоге решил сражаться с киллером плечом к плечу, в лихорадочном темпе отправляют в мир иной кучу вооружённых гадов, параллельно превращая храм в руины, а летающих в кадре белых голубей — в один из самых узнаваемых визуальных элементов картин Ву. В будущем они будут служить режиссёру предвестниками возмездия и смерти.

Восхождение на вершину и поездка за бугор

«Рождённый вором», Golden Princess Film

«Наёмный убийца» был образцовым «гонконгским боевиком», но отнюдь не эталонным. До появления самого главного представителя данного жанра оставалось совсем немного времени: после выхода «Пули в голове» Ву срежиссировал криминальную комедию о первоклассных грабителях «Рождённый вором» (1991) («Доспехи бога», но на минималках — с кринжовыми шутками, крутыми трюками и запоминающимися перестрелками), а уже после него, в 1992-м, свет увидел, пожалуй, главный фильм в карьере Джона Ву — «Круто сваренные».

Всё то, чему Ву научился в свой «гонконгский период», отыскало своё применение в фильме уже не о благородном бандите (за романтизацию деятельности криминальных элементов режиссёра часто ругали соотечественники), но о благородном полицейском, что противостоит большой преступной организации сначала в одиночку, а после в кооперации с копом под прикрытием.

Приведём для проформы несколько занятных фактов. Количество трупов в «Круто сваренных» (в режиссёрской версии) — 307. Бюджет — всего четыре с половиной миллиона долларов (именно нехватка денег вынудила режиссёра снимать единым прогоном и без права на ошибку тот самый эпизод с битвой в больнице, который до сих пор считают вершиной постановочного мастерства Джона Ву). Продолжительность — 130 минут. А теперь посмотрите на снятого спустя 30 лет четвёртого «Джона Уика», который при продолжительности почти в три часа и с бюджетом 90 миллионов «настрелял» всего 268 человек.

«Круто сваренные», Paramount Pictures

Но не в циферках дело (таланты Уика мы уважаем не меньше, чем умения доблестных сотрудников гонконгской полиции), а в постановке и в подходе, ведь «Круто сваренные» позволяют себе то, чего не могли многие боевики 90-х, а именно — не притворяться чем-то большим, чем завораживающий аттракцион невиданной жести. Сценарий здесь вторичен, а на первый план выходят дикие и необузданные противостояния, делающие упор не на реализм, а на заоблачный пафос и безграничную крутость исполнения. Уж если стрелять, то так, чтобы в стенах не оставалось дырок от пуль, ибо после каждого попадания стены натурально взрываются и разносятся в клочья. Если переходить на рукопашную, то мутузить супостатов так мощно, что даже Брюс Ли задумается о своей профпригодности. И уж если прибегать к замедленной съёмке, то каждый план превращать в изысканное полотно боли и праведного гнева.

Релиз «Круто сваренных» оказался успешным не только в кинотеатрах Гонконга, но и в точках видеопроката по всему земному шару. Именно после этого фильма Джона Ву пригласили работать в Голливуд, где он трудился до середины нулевых. Начав с «Трудной мишени» с Жан-Клодом Ван Даммом, в этот период он снял такие примечательные ленты, как «Без лица» с Траволтой и Кейджем, вторую часть шпионской серии «Миссия невыполнима» с Крузом и фантастический «Час расплаты» с Аффлеком по мотивам рассказа Филипа К. Дика. Ближе к началу десятых Ву уедет в Китай, где будет создавать масштабное историческое кино и выпустит сносную криминальную драму «Охота на человека» в 2017-м. И никто не будет ждать от уже пожилого мастера «гонконгского боевика» подвоха ровно до тех пор, пока в 2021-м режиссёр не анонсирует «Немую ярость» — экшен о мстящем отце, что потерял сына вместе со способностью говорить и потому не собирается играть со злодеями в дипломатию, словам предпочитая залп из всех орудий.

Постер к фильму «Трудная мишень», Universal
Постер к фильму «Без лица», InterCom


Получится ли у Джона Ву совершить грандиозный камбэк? Вот-вот узнаем — прокат нового фильма маэстро в России близок как никогда. А вот сможет ли режиссёр переплюнуть прежнего себя и выдать новое слово в жанре — это куда более интересный вопрос.


Но как бы там ни было, мы спокойны, ведь в нас остаётся уверенность в том, что этот человек даже с мизерным бюджетом и в условиях даже самых неадекватных ограничений способен создать великолепную в своей безбашенности свинцовую кутерьму.

Читайте также
Так плохо, что хорошо: фильмы категории B
От фильмов с фестиваля «Сандэнс» до классики guilty pleasure.
Стабилизация пиратского рынка в России: всё больше людей готовы платить за легальный просмотр
За эрой пиратства приходит новая этика потребления и лидерство стримингов.
И пусть удача всегда будет с вами: история франшизы «Голодные игры»
Как франшиза совершила прорыв в жанре антиутопии и изменила подход к фантастике.
От «Русалки» до «Чувств Анны»: путеводитель по фильмографии Анны Меликян
Магический реализм и очарование космосом.
История отечественного стриминга: Часть 4. Wink и more.tv
Вдаль идущие результаты большого слияния.
Также рекомендуем
Как изменился образ вампира за последние десять лет.
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Панос...
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Как изменился образ вампира за последние десять лет.
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Панос...
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00