Рождественские чёрные комедии: маньяк-Санта, священник-сатанист и детективы-растаманы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Shudder/RLJE Films

Большинство людей обожает встречать Рождество и Новый год. Но есть и те, кто ненавидит зимние праздники. Специально для последних Влад Шуравин вспоминает 5 выдающихся, но не самых очевидных чёрных комедий в декорациях ёлок-иголок и разноцветных гирлянд. В этом списке вы не увидите «Плохого Санту» и «Гремлинов» — зато найдёте ещё несколько отличных фильмов, которые обязательно испортят вам настроение перед всеобщим торжеством.

«День зверя», реж. Алекс де ла Иглесиа, 1995

Канун Рождества в Испании. Католический священник Анхель (Алекс Ангуло) с помощью зашифрованного библейского послания узнаёт, что на Земле вот-вот родится Антихрист. Но ещё можно избежать Апокалипсиса: нужно лишь вызвать дьявола на сделку по продаже души и убить его во время рандеву. Так что целый день Анхель пытается быть плохим и выйти на контакт с Сатаной: скупает все рок-пластинки в округе, пинает бездомных и крадёт книги из магазина. А ещё ищет для ритуала чёрного мага, кровь девственницы и верного помощника — последним становится сальный металлист Хосе (Сантьяго Сегура).

Кадр из фильма «День зверя», реж. Алекс де ла Иглесиа
Кадр из фильма «День зверя», реж. Алекс де ла Иглесиа

Испанский провокатор Алекс де ла Иглесиа выворачивает наизнанку праздничные морали: чтобы рождественское чудо свершилось, Анхелю нужно сталкивать людей с лестниц, бродить с дробовиком по забитым улицам и выкачивать кровь из безобидных провинциалок. Из острой сатиры о том, как легко размножается сумасшествие в обществе, «День зверя» постепенно трансформируется в кровавый кинокомикс о самоотверженном Дон Кихоте: католический священник с отстреленным ухом и поломанными костями всерьёз убеждает в важности своей миссии не только мадридских люмпенов, но даже зрителя.

При всей провокационности «День зверя» — трогательное кино о забытых героях, которых мы не заслуживаем. Иглесиа искренне сочувствует нелепым уличным маргиналам-спасителям и лишний раз напоминает: вполне возможно, что последние Рождество и Новый год наступили лишь благодаря очередному горе-мессии, перебравшему с наркотическими средствами. Но никто ему так и не поверил.

«Безумные каникулы», реж. Майкл Керри Мэтьюз, 2019

Кадр из фильма «Безумные каникулы», реж. Майкл Керри
Кадр из фильма «Безумные каникулы», реж. Майкл Керри

Ньюйоркчанка Маргарет (Кейт Лин Шейл) приезжает в пригород на Рождество. Здесь её не ждёт ничего, кроме бывшего бойфренда, уже успевшего обручиться (Уильям Джексон Харпер), и кучки унылых знакомых. Вместе с экспрессивным дружком Генри (Томас Мэтьюз) она отправляется на поиски наркотиков к дилеру по кличке Русский. Тот, хорохорясь, показывает Маргарет домашнее порно со своей девушкой. А наутро телеканалы разрываются от новостных эфиров: актриса из видео для взрослых оказалась дочерью богатого предпринимателя и была похищена анонимными вымогателями. Маргарет хватает Генри, садится в старую разваливающуюся машину и отправляется на поиски — иначе она просто умрёт от рождественской скуки.

«Безумные каникулы» — эталонное американское инди. Главную роль играет звезда мамблкор-тусовки Кейт Лин Шейл, плёночная камера уделяет больше внимания деталям вроде дуновения зимнего ветерка, чем детективной линии, а сам фильм то и дело лавирует между чёрной комедией и драмой о кризисе тридцатилетних. С одной стороны, незамеченный шедевр братьев Мэтьюз постоянно отпускает едкие шутки о Рождестве и отправляет сыщиков-авантюристов в бессрочный наркотический трип по окраинам Вашингтона. С другой — постепенно показывает надлом Маргарет, застрявшей в вечном празднике и столкнувшейся с кризисом идентичности. Поэтому «Безумные каникулы» наверняка оценят запутавшиеся кидалты и одиночки, не вписывающиеся в общество: тоска по молодым годам здесь перекрывает всё рождественское настроение.

«Осторожно, заложник!», реж. Тед Демме, 1994

Кадр из фильма «Осторожно, заложник!», реж. Тед Демме

Домушник Гас (Дэнис Лири) проваливает ограбление и оказывается совершенно один в окружении полиции: ведь водитель-напарник бросился в бега, как только запахло жареным. Мужчина ловит первую случайную машину на дороге и берёт в заложники семейную пару Кэролайн (Джуди Дэвис) и Ллойда (Кевин Спейси). Вот только Гас не подозревает, что супруги находятся не только на грани развода, но и в шаге от того, чтобы убить друг друга. Спрятавшись в их загородном доме, воришка пытается продумать пути отступления. Но ему постоянно что-то мешает: то Кэролайн и Ллойд затевают новую ссору, то на рождественский вечер придут экспрессивные родственники мужа-богача.


Вскоре грабитель превращается в терапевта: Гас не только решает свои профессиональные проблемы (ему надо покинуть страну в ближайшие несколько часов), но и постоянно выслушивает распри богачей-самодуров.


«Осторожно, заложник!» сталкивает героев в неравных вербальных боях, причём со временем обвинения и нецензурные обзывательства сменяются проговариванием наболевших травм и рассказами о пережитых семейных страхах. Оказывается, чтобы провести дружный рождественский вечер, достаточно попасть в лапы вора-неудачника.

Тед Демме (племянник Джонатана Демме, режиссёра «Молчания ягнят») отправляет звёздный актёрский ансамбль участвовать в новогодней прожарке друг друга: экспрессивный Кевин Спейси неистово кричит, богемная Джуди Дэвис вживается в образ королевы драмы, а под финал на огонёк заходит даже Дж. К. Симмонс — он играет полковника, у которого вымогает деньги сын главных героев. Токсичнее Рождества и не придумать.

«Кровавое Рождество», реж. Джо Бегос, 2022

Кадр из фильма «Кровавое Рождество», реж. Джо Бегос
Кадр из фильма «Кровавое Рождество», реж. Джо Бегос

В канун Рождества в маленьком американском городке сходит с ума робот Санты. Он убивает людей острым топором, блестящими от крови сапогами и даже голыми руками. Единственная, кто сможет ему противостоять, — бездельница-металлистка Тори (Райли Дэнди) из музыкального магазина. Она решила провести праздник не с парнем из Tinder (как оказалось, у того четверо детей и ужасный музыкальный вкус), а с другом-травокуром Робби.

Режиссёр Джо Бегос постоянно стилизует фильмы под забытые артефакты эпохи VHS — но до сих пор остаётся в тени более известных коллег Тая Уэста («Х») и Паноса Косматоса («Мэнди»). В отличие от них, Бегос не показывает олдскульные слэшеры красивее и умнее, чем они есть. Поэтому мастерски переснимает классику со всеми её недостатками, включая трясущуюся камеру, переигрывающих актёров и полное отсутствие смысла. Режиссёр выпускает кино для таких же гиков жанра, как и он сам: вторичный сюжет моментально окупается слепящими цветами неона и хардкорными убийствами.


«Кровавое Рождество» запрягает долго, но очаровательно: первую треть фильма герои токсично (и очень смешно) спорят о рок-группах и любимых хоррорах.


Именно так бы звучали диалоги у Тарантино, окажись его персонажи заядлыми металхедами: с неймдроппингом всех частей «Восставшего из ада» и студийных альбомов Metallica. Впрочем, остальные две трети ожидаемо трансформируются в кровавый эксплотейшн с разрубленными головами и оторванными ногами. Получается эдакий рождественский спешл из франшизы «Терминатора», только с жирными гитарными риффами вместо саундтрека и дешёвой эстетикой трэш-хорроров, которые обычно показывали на канале РЕН ТВ после полуночи.

«Экстази», реж. Даг Лайман, 1999

Кадр из фильма «Экстази», реж. Даг Лайман

Кассирша Рона (Сара Полли) окажется на улице в канун Рождества, если не заплатит за квартиру. Поэтому она идёт на риск и продаёт экстази двум сомнительным парням. Тем временем её друг Саймон (Десмонд Аскью) отправляется на праздник в Лас-Вегас — но нарывается на вышибал из стриптиз-клуба. А актёры Зак (Джей Мор) и Адам (Скотт Вулф) из замшелого полицейского сериала помогают местному копу поймать наркоторговцев. Рождество каждого из них непременно закончится катастрофой.

«Экстази» Дага Лаймана — идеальный фильм для тех, кто не хочет выбирать фильм на Новый год. Сюжет дробится на три истории, сходящиеся в финале. Первая новелла начинается как мамблкор Кевина Смита «Клерки» про бездельников из супермаркета, но постепенно всё больше напоминает авантюрную криминальную комедию в духе бойловской «На игле». Вторая выполнена в духе абсурдистской кидалтовской дичи а-ля «Мальчишник в Вегасе». А третья неловко подражает бадди-муви про лузеров, напяливших полицейскую форму. Злобы и цинизма по отношению к героям в фильме так много, что некоторых из персонажей создатели калечат ещё в первые минуты.

Читайте также
Сериалы ноября-22: гид Татьяны Алёшичевой
Ноябрь на стримингах стал женским месяцем.
Сериалы октября-22: гид Татьяны Алёшичевой
Страшилки Майка Флэнегана и Гильермо дель Торо, подростковое фэнтези и киберпанк.
«Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»: байки из сумеречного склепа
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.
«Послание к человеку»: что смотреть на фестивале?
Максим Ершов выбрал наиболее интересные фильмы из Международного и Национального ко...
Сериалы сентября-22: гид Татьяны Алёшичевой
Что происходило с сериалами.
Нуар, мюзикл и драма: лучшие фильмы с Мэрилин Монро
Илья Верхоглядов рассказывает о лучших картинах с участием легендарной актрисы.
Также рекомендуем
В российский прокат выйдет израильская лента «Ася» Рути Прибар. Удивительная картина про непростые отнош...
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...
В российский прокат выйдет израильская лента «Ася» Рути Прибар. Удивительная картина про непростые отнош...
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00