«Здравствуй, мир» и до свидания: чем разочаровывает аниме Томохико Ито

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда трава была зеленее, город — лучше, мы — моложе и счастливее. Казалось бы, у режиссёра все карты на руках: игры со временем, романтическая линия двух школьников, героизм и жертвенность, прекрасный Киото разных лет. Но после перетасовки всех исходных эта партия, по мнению критика, провалилась. Алексей Васильев рассказывает, почему у зрителя не получается «прикипеть» к истории.


Вы когда-нибудь задумывались над тем, отчего в сети давно и обильно создаются электронные архивы старых газет — не только центральных, а и местных, с их пустячковыми новостями? Отчего уже полтора десятка лет бесперебойно ставит в эфир старые выпуски программы «Время» и «Кинопанорам» телеканал «Ностальгия», сохраняя аудиторию? У каждого представителя человечества есть настойчивая потребность вернуться в то время, которое он прожил беззаботно, и познать его заново во всех взаимозависимостях, на которые тогда не обратил внимания, воссоздать те беспечные дни, с их точной погодой, происшествиями, песнями по радио, новостями в телевизоре, фильмами, что шли в кино, заведениями, которые только открылись и стали популярны, — и, возможно, заново ощутить аромат какого-то особенного момента или найти ту точку в сплетении событий больших и малых, когда тебе было так беспричинно хорошо.

Вот и деятели корпорации Alltale из свежего аниме «Здравствуй, мир» задались целью увековечить в объёмных цифровых голограммах каждый день древнего Киото. На дворе — апрель 2027 года, и у жителей уже вошло в привычку подходить к стендам, набирать интересующее их число и видеть объёмную картинку выбранного дня из прошлых лет, чтобы посмотреть на него сверху, как на подвижном макете. Чего жители не знают — что наряду с этой версией, ставшей повальной ностальгической забавой и новой местной достопримечательностью, была, с одобрения правительства, разработана другая, секретная и куда более продвинутая, на которой при помощи тысяч дронов записаны не только новостные события, но и все те поступки, слова, жесты, считай, частная жизнь каждого жителя. И вот перед нашим главным героем Наоми вырастает незнакомец в чудной одежде и объявляет, что он — это Наоми через 10 лет, а Наоми — всего лишь записанное в матрице воспоминание о нём образца 2027 года. И что пришёл он, чтобы натаскать Наоми изменить то непоправимое, которое стрясётся через три месяца.


По традиции аниме, Наоми — подросток, только что перешедший в старшую школу и ещё не успевший выстроить отношения с одноклассниками, во многом в силу своей стеснительности и нерешительности. Те добавили друг друга на свои страницы в мессенджерах и пошли знакомиться в караоке. А Наоми остался один на один с девочкой — «одинокой волчицей». Он предложил друг с другом «зафрендиться», а она со словами «Можешь писать сюда» начертила что-то ручкой в блокноте, вырвала листок и вышла из класса. На листке был почтовый адрес.

Это ещё одна традиция аниме — чтобы главные герои были очаровательно ретроградны. И Наоми, и волчица Рури помешаны на бумажных книгах, поэтому их назначают классными библиотекарями. Так вот, сообщает Наоми-старший, я помогу тебе с ней сойтись, чтобы ты спас её от удара молнии, который через три месяца отправит «одинокую волчицу» в кому и так и оставит с отключённым мозгом.


Мы на знакомой территории: киберпанк разрабатывает эти сюжеты о матрицах уже без малого 40 лет, аниме давно прикипело к любовным историям с кульбитами во времени, особенно — после сказочного успеха «Твоего имени» (2016) Макото Синкая, а для режиссёра «Здравствуй, мир» Томохико Ито игры с генерированным пространством не в новинку, это он создал сериал и фильм по манге «Мастера меча онлайн» (2012, 2017). Его режиссёрский опыт как раз и проявится с максимальной отдачей, когда по сюжету в новом фильме изменения в прошлом начнут влиять на будущее и оба пространства, кибер и не-кибер, перейдут в конфликтное состояние, — этот конфликт он будет показывать через меняющиеся техники рисунка, в диапазоне от неподвижной, без дуновения ветерка, светотени улиц из компьютерной игры до тех радужных загогулин, которыми украшали художники конверты пластинок в эпоху ЛСД. Но «печалька» как раз в том, что если рисунок в этой, второй, катастрофической части нового аниме становится совершенно драматической составляющей, способом рассказать историю, то с собственно традиционной драмой в этой ленте беда. Написана она хуже некуда.


Кроме того, что Наоми — симпатичный «ушлёпок», а Рури, как он выразился, — «одинокая волчица», каких мы видели в тысячах аниме, мы о них ничего пикантного, что заставило бы нас к ним прикипеть, не узнаем — и остаётся только проецировать на них уникальность прежних аналогичных героев из лучших лент. В их любовь нам остаётся поверить только потому, что Наоми, наклонившись за книжной закладкой, которую обронила Рури, в следующем кадре, разгибаясь, упрётся лицом в попу Рури и ему, судя по краске на лице, понравится, а она даст ему затрещину, но ей, тоже судя по краске на лице, будет по нраву его объяснение, что, мол, прости, это я тебе закладку поднимал. Больше их отношения никак не будут проработаны. Их привязанность к осязаемому письму — печатным изданиям и дневниковым записям — тоже никак не поможет и не помешает в будущей битве; а Рури к тому же вообще будет вести себя как пассивная кукла, чего в наш век с кинодевушками просто не бывает и что подлежит остракизму. Одноклассники, которые обильно толкутся в аудитории, точно копируя мизансцены из других анимешных школьных аудиторий, хотя бы той, где училась и орудовала Харухи Судзумия, вообще лишены индивидуальных черт: с тем же успехом можно таращиться на публику в пролетающих вдоль станции вагонах метро. Действие помещено в старую столицу, но кроме того, что ворота-тории храма Фусими Инари использованы как портал между реальностью и матрицей, колорит города не показан вовсе: чтобы понять особенный, старообрядный мир, в котором действуют герои киноленты, приходится вызывать в памяти «Холмса из Киото» или 7-й фильм о приключениях детектива Конана, «На перекрёстках древней столицы» — вот уж где Киото играл на равных правах с главными героями! Философский замес из буддизма и киберпанка ничем новым не порадует, разве что останется в памяти завет старшего Наоми младшему: «Обещай мне, что будешь счастлив». Это трогает, это стоит помнить в каждую минуту жизни: ведь именно этого мы попросили бы нас же самих, вспоминая себя в более свежие годы, именно этого хотят от нас наши родители, покидая этот мир.


Но за исключением этой фразы — всё это было, было, и было намного лучше. Такое чувство, что ты — один из тех жителей Киото, что пялятся в фильме в общедоступную, непроапгрейденную версию Alltale — вот те дома, те вывески, та погода, афиши тех кинофильмов, но себя или другого любимого человека не разглядеть. Нужно домысливать. И когда видишь на экране красивейший кадр с ромашками под голубым небом, на котором остались два белых следа от самолётов и не погасла луна, вспоминаешь «Твоё имя» и как был по-настоящему счастлив, когда смотрел его тогда, в первый раз. В этом смысле новый фильм оказался плоть от плоти той самой несовершенной ностальгической игрушки, о которой он взялся рассказать: напоминает всё лучшее, что было в прошлом аниме, но не в состоянии воссоздать единый аромат прежнего наслаждения.

Читайте также
«Нимани»: сербский сай-фай и футуристические размышления о желаниях
Только вчитайтесь в эти строки: сербский сай-фай с порноактрисой («Стоя», Джессика Стоядинович) в главной роли. В онлайн-кинотеатр...
«Их было 10»: детективное реалити-шоу Агаты Кристи
На видеосервисе Wink уже можно посмотреть сериал «Их было десять» — французскую адаптацию самого продаваемого в мире романа Агаты Кристи «...
«Сандерленд до гроба»: история великого провала
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед за ней и игровое кино, сплошь фиксирует успехи. Однако драматургия провала...
Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает фильм «Заводной апельсин»
2 февраля 1972 года выходит статья Роджера Эберта про картину, которая возмутила, разозлила, расстроила и без того острого на язык критика. Эберт ругает фильм...
«Пятеро одной крови»: они сражались
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о Вьетнамской войне, которая унесла...
«Любовь и смерть»: бесконечная шутка Вуди Аллена
10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский дворянин судорожно пытается отвертеться...
Также рекомендуем
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про невероятную красоту Летиции Касты
Почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про невероятную красоту Летиции Касты
Почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00